Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Положительный образ тела: 10 практик, чтоб научиться принимать себя

В центре каждого расстройства пищевого поведения находятся отношения индивида с собственным телом. Одним из основных факторов в возникновении расстройств пищевого поведения является неблагополучие в сфере телесного опыта, получаемого питания, заботы и принятия. В ходе исследований были собраны данные о сложном этиологическом процессе, на который влияют факторы, имеющие отношение к генетике, физиологии, семье и отношениям.

Для многих ключевой причиной расстройств пищевого поведения является утрата телесного ощущения самости. Соответственно, считается, что, помимо прочих факторов риска, наш способ существования в современной культуре может привести к риску развития расстройств пищевого поведения, а у некоторых к самому расстройству.

В современной культуре технологий и социальных сетей, ориентированной на внешность, бывает легко игнорировать, списывать со счетов или преуменьшать важность связи между телом и разумом. Ежедневно делая явный или неявный выбор, все мы рискуем пойти по пути объективации, утрачивая при этом связь разума и тела. Ступив на этот путь, мы начинаем воспринимать тело в рамках его роли в создании искусственного, тщательно продуманного имиджа, который должен быть привлекательным в соответствии с современными идеалами (например, худобой, стройностью или женственными формами, как у Ким Кардашьян или Ники Минаж).

Мы живём в непрерывном потоке «лайков» и постов в социальных сетях, листаем страницы модных журналов, часами воспринимаем отредактированный и стилизованный видеоряд, и ощущение себя как существ, воплощённых в телах, ускользает из области нашего внимания. Наше личное и, возможно, общественное сознание смещаются. Тело и телесные нужды отделены от концептуального образа себя, с которым столь многие из нас пытаются прийти к согласию. Тем не менее, как бы далеко мы ни продвинулись на пути к искусственному, идеализированному образу, тело требует пищи, движения, заботы и участия в наших ежедневных занятиях. В этом разделении лежит и сама проблема, и значительная часть её решения.

Бывает невозможно эффективно преодолеть разделение между реальными потребностями тела и искусственно созданным образом. Модель сонастроенного «Я»-представления (ARMS) позволяет вернуться к центрированному, функциональному, телесному опыту восприятия себя. Это план-путеводитель по развитию осознанности и заботливого отношения к себе. Сонастроенность и забота о себе рассматриваются как формы любви к себе. По сути, модель сонастроенного «Я»-представления отражает заботу о себе посредством деятельности, наполненной сострадательной любовью к себе. Примечательно, что переход к личной причастности индивида к заботе о себе и любви к своему телу не является новым подходом в лечении расстройств пищевого поведения. Рекомендуем ознакомиться с очень важной работой Ким Чернин (Kim Chernin) в области терапии расстройств пищевого поведения, которая отражена в её книгах «Голодное «Я»: женщины, питание и самосознание» (The Hungry Self: Women, Eating and Identity) и «Женщина, которая родила свою мать: рассказы о трансформации в жизни женщин» (The Woman Who Gave Birth to her Mother: Tales of Transformation in Womens Lives (Chernin, 1985; 1998). Вы увидите, что давно пора найти позитивный путь к выздоровлению, который объединит «Я» в целое и будет включать активную заботу человека о самом себе.

Модель сонастроенного «Я»-представления (ARMS)

Согласно модели сонастроенного «Я»-представления (Рисунок 1), «Я» — это активная конструкция, отражение потребностей и динамики отношений внутренних и внешних аспектов жизни:

  • Внутренние аспекты «Я» включают физиологическую (т.е. тело), эмоциональную (т.е. чувства), и когнитивную (т.е. мышление) составляющие.
  • Внешние аспекты «Я» включают микросистему (т.е. членов семьи и близких друзей), экзосистему (т.е. сообщество) и макросистему (т.е. культуру).

Восприятие и познание своего тела включает в себя постоянное взаимодействие между всеми составляющими «Я». Связь между двумя системами составляющих «Я» (внутренней и внешней) обеспечивается сонастройкой и заботой о себе. На основании работы Дэниела Сигела (Daniel Siegel) в области межличностной нейробиологии, сонастройку определяют как двусторонний процесс взаимного влияния и совместной регуляции.

Активная конструкция «Я» показана в центре (Рисунок 1). Это воплощение постоянно повторяющихся паттернов поведения, которые создают и поддерживают состояние сонастроенности во внутренней и внешней жизни индивида. Как показано в модели сонастроенного «Я»-представления, эффективное функционирование «Я» не ограничивается «Я» как субъектом или объектом. Здоровая телесная саморегуляция имеет место, когда индивид способен осознавать и удовлетворять нужды внутренних составляющих своего «Я» (т.е. психологической, эмоциональной и когнитивной) и при этом эффективно взаимодействовать в контексте семьи, сообщества и культуры.

статья 2 рисунок 1

Рисунок 1: Модель сонастроенного «Я»-представления.

В случае риска развития расстройств пищевого поведения воздействия со стороны внутренней системы (т.е. психологической, эмоциональной и когнитивной составляющих) и/или внешней системы (т.е. семьи, сообщества, культуры) оказывают индивидуальное, коллективное и/или совокупное отрицательное влияние на сонастроенность и заботу о себе, которые в итоге либо не развиваются, либо разрушаются. Из уважения к внешним идеалам и предписаниям люди из группы риска могут подвергать объективации, обесценивать или расценивать внутренние аспекты своего истинного «Я» как неприемлемые.

В случае нарушения сонастройки, при объективации и обесценивании внутреннее «Я» часто предают или игнорируют. Нарушенное «Я»-представление составляется таким образом, чтобы вернуть, хотя бы искусственно, сонастроенность индивида с его или её внешним контекстом. Внутренние аспекты «Я» (т.е. мысли, чувства и физиологические потребности) не проявляются в деятельности и не находят голосового выражения. Поступки, мысли и мотивация, связанные с расстройствами пищевого поведения, играют решающую роль в организации и функционировании «Я». Внутренние аспекты «Я» сонастраиваются с опытом симптомов расстройства пищевого поведения, развивается расстройство, которое безостановочно прогрессирует. Тело как материальный символ «Я» становится объектом контроля, изменения и приведения в соответствие с культурными и медийными идеалами. В хронических, клинических случаях расстройство пищевого поведения становится центральным организующим элементом жизни индивида, его или её личности.

статья 2 рисунок 2

Рисунок 2: Нарушенное «Я»-представление.

Салютогенный подход к расстройствам пищевого поведения

Применяя салютогенный подход, пациенты могут работать над своими симптомами, отношениями и адаптацией, а также делать шаги к жизни, которую специалисты в области позитивной психологии охарактеризовали бы как процветание. Полное выздоровление, или процветание, определяется как осознание и внимательное отношение к сонастроенной внутренней и внешней жизни, где индивид удовлетворяет внутренние потребности и разбирается с внешними потребностями без ущерба для физического и эмоционального здоровья.

На протяжении многих лет доктора надлежащим образом уделяли основное внимание физическому, когнитивно-поведенческому и семейному аспектам лечения. Данные подходы часто включают в себя работу с образом тела, чтобы снизить степень недовольства телом и скорректировать искажённый образ тела. С точки зрения салютогенного подхода, будущие направления в лечении расстройств пищевого поведения могут основываться на современных моделях лечения, направленных на облегчение симптомов, и развиваться в сторону возможности выстроить позитивные, здоровые, успешные отношения с телом.

Определённо, подход на основе модели сонастроенного «Я»-представления позволяет ожидать, что люди, которые борются с расстройством пищевого поведения, могут надеяться на выздоровление, которое является чем-то большим, нежели попытка избавиться от симптомов и научиться терпеть или игнорировать своё тело, которое они считают неидеальным. В дополнение к традиционным целям терапии, лица с расстройствами пищевого поведения могут работать в направлении построения здоровых отношений с телом, культивируя положительный образ тела и активную практику заботы о себе. Более того, нет необходимости ждать устранения симптомов, связанных с питанием и телом, поскольку безопасные, позитивные практики, культивирующие положительный образ тела и заботу о себе, можно начать применять на любом этапе лечения.

Что такое положительный образ тела?

Согласно специалистам, признаками положительного образа тела являются: внутренний положительный настрой, принятие тела и любовь к нему, широкое понимание красоты, активная фильтрация информации из разряда проекций, связанных с телом, и уважение к телу. Растущее поле исследований показало, что положительный образ тела резко отличается от недовольства телом и однозначно связан с ощущением благополучия.

Важно признать, что для тех, кто борется и с расстройством пищевого поведения, и с сильным отрицательным образом тела, мысль о положительном образе тела может показаться нереалистичной. Пропасть между чувствами пациента в текущий момент и эмоциональным состоянием, которое хотел бы наблюдать у него врач, может казаться слишком большой. Пациентам необходимо иметь телесный опыт преодоления этой пропасти. Крайне важно, чтобы в процессе пациент мог получить опыт положительного образа тела как достижимого и возможного. Иначе говоря, процесс следует разбить на небольшие, выполнимые этапы. Кроме того, учитывая наличие медицинского риска, присущего симптомам расстройств пищевого поведения, важно концентрироваться на образе тела в контексте поддержки способности пациента к саморегуляции, бороться с опасными привычками, продиктованными расстройством, и повышать эффективность в рамках отношений и окружения пациента.

Путь к здоровому телесному «Я» включает в себя активную вовлечённость, которая выходит за рамки изменения мыслей о теле. Продвижение пациента к процветанию — это процесс, который состоит из двух этапов. Процветание требует и осознанности, и деятельности. Другими словами, процветание, естественное для положительного образа тела, требует телесного проживания двух аспектов бытия: a) осознания внутренних и внешних составляющих «Я» и b) деятельности в рамках осознанной заботы о себе.

Поступки в рамках заботы о себе привносят в нашу деятельность и взгляды осознанность и ответственность. В контексте осознанной заботы о себе пациенты удовлетворяют потребности своего «Я» с любовью и нежностью. Для этого выздоравливающим пациентам требуется переход от негативного отношения и осуждения к интересу к телу и далее к тёплой заботе о себе, которая удовлетворит естественную потребность в связи тела и разума. В этом случае процесс выздоровления сопровождается состраданием к себе и благодарностью к живому, дышащему, функционирующему физическому «Я». В рамках модели сонастроенного «Я»-представления пациентов учат использовать инструменты заботы о себе для защиты своего «Я» от стресса и нездоровых внешних стандартов и требований, а также оценивать и выбирать окружение и условия, которые усиливают ощущение благополучия, и культивировать здоровые привычки (например, питаться интуитивно, заниматься спортом, йогой).

От расстройства пищевого поведения к процветанию: воплощение сонастроенности и заботы о себе

Важно обеспечить пациенту адекватное лечение, которое проводит команда профессионалов с опытом терапии расстройств пищевого поведения и надлежащий уход (амбулаторно, в стационаре дневного пребывания, стационарно). Добавив к лечению подход сонастроенного «Я»-представления, можно использовать специальные практики, которые помогут развить сонастроенность, способную усилить чувство благодарности к телу и заботу о нём, а также поддержать роль тела в контексте окружения (функции тела). Эти инструменты самопомощи поддерживают внутреннюю силу и способствуют развитию психической устойчивости. Вот краткое описание этих десяти практик.

Практика 1: Принятие тела

В принятие тела и любовь к нему входит ощущение комфорта от жизни в теле в том его виде, в каком оно находится в данный момент. Туда также входит сонастроенность внутренних составляющих «Я» (мыслей, чувств и тела), которая достигается посредством культивации когнитивной схемы тела, вбирающей в себя все формы, размеры и уникальные характеристики, а также эмоциональную составляющую — сострадательную любовь к телу. Если индивид рассматривает тело с данной точки зрения, он понимает, что идеальных людей не бывает и что в погоне за «иллюзорным идеалом» можно нанести себе физический и психологических вред.

Практика 2: Благодарность к телу

Благодарность к телу — это практика благодарности за работу тела, здоровье и все его свойства. Индивид ценит тело скорее за присущие ему сильные стороны и способность функционировать в контексте окружения, чем за то, как оно выглядит, что отражает сонастроенность тела с его ролью во внешнем мире. Сюда входят мысли о теле, внимание к нему, благодарность за то, на что оно способно, отсутствие критики внешности (например, «у меня сильные руки»). На когнитивном и эмоциональном уровнях у индивида присутствует уважение ко всем формам и размерам тела, к любой этнической принадлежности, цветам кожи, типам и оттенкам волос, татуировкам, шрамам, мобильности, ограниченным возможностям и генетическим отличиям.

Практика 3: Сострадание к себе

Сострадание к себе — это практика реагирования на трудности и угрозы личной безопасности: отношение к себе с безоценочным пониманием и добротой, признание своего страдания и осознание, что боль и борьба — часть нашего жизненного опыта. Практика сострадания к себе помогает создать сонастроенность между внутренними составляющими «Я»; в неё входит когнитивный рефрейминг трудностей и угроз, а также же эмоциональный сдвиг в сторону сострадательной любви к себе, а не к горю и страху. Установлено, что сострадание к себе ослабляет зависимость между исходящим от СМИ давлением, связанным с худобой, и расстройствами пищевого поведения и интернализацией идеала худобы.

Практика 4: Духовность

Духовность может играть значительную роль в формировании положительного образа тела. В теории, индивиды с положительным образом тела верят в существование высшей силы или некой высшей власти во вселенной, которая их безусловно принимает. Духовность интегрирует каждую из внутренних составляющих «Я» (мышление, чувства, тело) посредством твёрдой веры и активной духовной практики. Индивид относится к телу как к храму своей духовной сущности, которому нужно давать заботу и уход, чтобы духовная жизнь была наполнена процветанием.

Практика 5: Удовлетворение базовых физических потребностей

В отличие от поведения, продиктованного внешностью или нереалистичными внешними идеалами и стандартами, деятельность, направленная на заботу о себе и укрепление здоровья, поддерживает положительный образ тела. Сюда входит внимательность к потребностям тела и выбор образа действий на основании этих потребностей. Такие практики помогают усилить связь между внутренними составляющими «Я»; в них входит удовлетворение основных физических потребностей (лечение, питание и питьё), физическая активность для здоровья и удовольствия, методы адаптации для облегчения стресса и в целях заботы о теле.

Практика 6: Интуитивное питание

В начале и середине процесса выздоровления Интуитивное питание может быть, скорее, вдохновляющей перспективой, поскольку пациент пока пытается придерживаться плана питания и учится чувствовать связь с телом. В клинических условиях план питания даёт пациенту ощущение безопасности, избавляя от возможной нерешительности и неясности, которая может ассоциироваться с Интуитивным питанием. Интуитивное питание можно внедрять в практику, когда пациент с расстройством пищевого поведения способен распознавать сигналы голода и сытости. Важно знать, что питание вполне может приносить удовольствие, если оно связано с потребностями и желаниями тела, и в этом случае необходимо доверие к телу, уверенность, что оно знает, что ему нужно.

Практика 7: Здоровая физическая активность

Появилось исследование, которое показывает, что между физической активностью для здоровья и удовольствия и положительным образом тела может существовать связь. К примеру, подростки, которые довольны своим телом, склонны относиться к спорту как к естественной и важной составляющей жизни, которая приносит радость и укрепляет здоровье.

Имеет значение то, по каким причинам человек делает упражнения. Важно отметить, что люди с положительным образом тела не склонны описывать физическую активность как способ сбросить вес, контролировать комплекцию, следить за фигурой; они снижают темп или отдыхают тогда, когда им нужно. Кроме того, наличие причин для занятий, связанных не с внешностью, а со здоровьем, может оказывать защитный и лечебный эффект. Осознанные физические упражнения положительно влияли на исход у больных нервной анорексией. Особенно полезными для пациентов с расстройствами пищевого поведения могут быть йогические практики.

Практика 8: Благодарность за работу тела

Благодарность за работу тела, а не за то, как оно выглядит, может иметь защитный эффект. Физическая самооценка, или удовольствие от того, на что способно тело, имеет обратную связь с недовольством телом или его формой и размерами.

Практика 9: Активная фильтрация информации

Способность фильтровать информацию, поступающую от других людей и СМИ, оберегая от её влияния своё тело, может быть связана с поддержанием положительного образа тела. Возможно, у людей с положительным образом тела имеется когнитивный фильтр, который помогает анализировать поступающую информацию, чтобы решить, принять её или отвергнуть. Информация, которая оценивается как негативная или вредная для образа тела, отвергается (например, комментарии по поводу веса, отредактированные фотографии или идеализированные образы красоты, женственности и мужественности). В этот процесс входит установка, что подобная фильтрация информации экономит время и энергию, которые можно направить на по-настоящему важные аспекты жизни.

Практика 10: Друзья с положительным отношением к телу

Люди с положительным образом тела поддерживают и укрепляют отношения с теми, кто безусловно принимает своё тело и тела окружающих и не придаёт особого значения идеализированной внешности. В особенности, люди с положительным образом тела поддерживают дружбу с теми, кто принимает себя. В контексте таких отношений человек чувствует, что его ценят и любят благодаря его внутренним качествам, например, креативности, интеллекту, тому, что он представляет из себя как личность. Более того, при положительном отношении к телу внешность упоминается нечасто. Разговоры о внешности касаются неких творческих, непостоянных аспектов (например, одежды, украшений, причёски).

Заключение

Укрепление психического здоровья не ограничивается облегчением симптомов и требует лучших условий, чем прозябание. Тем, кто борется с расстройством пищевого поведения, следует учитывать, что существует перспектива благополучия и процветания. В них входит сонастройка тела и разума и эффективная, осознанная самопомощь через заботу о себе параллельно с реагированием на запросы и поддержку извне. Подход в рамках модели сонастроенного «Я»-представления исходит из того, что положительный образ тела может играть важную роль в лечении расстройств пищевого поведения, поскольку пациенты выходят за рамки традиционных целей терапии и выстраивают здоровые отношения с телом и окружающими людьми. При помощи осознанности и активной практики пациенты, ступившие на пусть выздоровления от расстройств пищевого поведения, потенциально могут прийти к положительному образу тела, а также к психическому и физическому здоровью. Они могут жить в процветании.

Об авторе: Кэтрин Кук-Коттоун (Catherine CookCottone) — доктор философии, лицензированный психолог, лицензированный преподаватель йоги, доцент Университета штата Нью-Йорк в Буффало, помощник редактора журнала «Расстройства пищевого поведения: журнал о лечении и профилактике» (Eating Disorders: The Journal of treatment and Prevention). Кэтрин ведёт занятия по терапии осознанностью, курсы йоги для здоровья и исцеления, учит заботиться о себе и проводит консультации для детей и молодёжи.

Перевод — Марина Нестругина, Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Похожие статьи:

Йога как путь к победе над депрессией и компульсивным перееданием

Зачем нужна осознанность во время еды и как её достичь

6 лучших подарков для вашего тела

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *