Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Дети не любят овощи? 5 ошибок родителей

Вас никогда не удивляло, что люди употребляют так мало овощей, хотя все знают, как они полезны для здоровья? Почему игнорируют эту ценную информацию? И почему исследования показывают, что дети не любят овощи и считают их невкусными?

Чаще всего это последствия родительских ошибок. Вот всего 5 из возможных примеров.

1. Овощи не для удовольствия!
С самого раннего возраста дети слышат, что овощи полезны для здоровья: от них лучше растут волосы, руки становятся крепче и вообще — будешь большим и сильным. Но маленькие дети еще не очень ценят здоровье, им важнее вкус, удовольствие от еды. И когда они обнаруживают, что овощи не приносят им обещанного, то начинают что-то подозревать: «Погодите, где мои мышцы? Почему я все еще не большой и сильный?».
В одном эксперименте группе детей сказали, что выбранные крекеры полезны для здоровья, а другой группе не сказали ничего или упомянули, что они вкусные. И дети из первой группы съели меньше. Потому что считали, что если крекеры выполняют одну функцию пользы, то они не способны выполнять другую — быть вкусными.

2. Ну съешь эти овощи, съешь эти овощи!
Когда не удается накормить с аргументами “это полезно”, часто используются другие методы – давление, шантаж и старое доброе нытье: «Ты должен съесть свои овощи, почему ты даже не коснулся овощей?». В голове ребенка овощи четко начинают ассоциироваться с давлением. Куда бы он не пошел, везде заставляют их есть, а значит, это точно невкусно. В одном из исследований детского пищевого поведения было сделано наблюдение, что родители, которые убеждают детей есть в отсутствие голода и хвалят их за съеденное, таки добиваются от детей поглощения больших объемов пищи. Но при этом снижается количество съеденных овощей и фруктов.

3. Не получишь вкусное, пока не съешь полезное!
Никого не нужно заставлять или подкупать, чтобы он делал то, что ему приятно. Даже если после долгого и упорного занудства ребенок все еще не ест овощи, некоторые родители принимают активные меры! Это означает, что пока он не съест N-ое количество полезной пищи, из-за стола не выйдет. И десерт не получит! Для ребенка такая стратегия только подкрепляет убежденность, что овощи – последнее, чего можно хотеть в этой жизни. Был проведен опрос среди студентов колледжа, нравится ли им сейчас еда, которую их заставляли есть в детстве. И 70% ответили «нет».

4. Я спрячу овощи, и ты все равно их проглотишь!
Такую стратегию часто советуют в рекламе и популярных книгах. Но когда дети находят спрятанное, договориться с ними потом еще сложнее. (Теперь я знаю правду, Деда Мороза не существует, а мама прячет эти проклятые овощи в моей любимой еде!) Лично я ничего не имею против овощей. Я добавляю двойную порцию в домашнюю пасту, в маффины и смузи. Но есть большая разница: мои дети видят, что я это делаю. И такой подход учит, что овощи могут быть приготовлены различными вкусными способами.

5.Ты такой молодец, ты их съел!
Похвала может принимать различные формы. Исследования доказывают, что если хвалить детей за то, что им и так нравится, то снижается их внутренняя мотивация. Это хорошо описано у доктора Гвэна Девара в «Науке родительства»: «Представьте, что Адам любит брокколи. И каждый раз, когда он ест брокколи, мама активно хвалит его. Сознательно или неосознанно Адам начинает исследовать свою мотивацию. Постепенно меняется его отношение – это становится не удовольствием, а рутинной работой. И если похвала иссякнет, то закончится и интерес к брокколи».

Без сомнений, заставить детей есть овощи так или иначе мы можем. Однако вопрос в том, как вырастить ребенка, который бы любил есть овощи. И это требует принципиально иного подхода. Иногда это может занять годы, но разве мало навыков, на освоение которых уходит много времени? Почему любовь к овощам не может быть одной их них?

Перевод – Юлия Лапина, Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *