Диетический опыт повышает количество эпизодов переедания

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Как «полевое поведение» влияет на выбор еды

Слышали про «полевое поведение»? Нет? Зато слышали маркетологи – и экспериментально изучили его действие на рядового потребителя и его несчастную голову.

Представьте себе, вы заходите в пустую комнату, в которой ничего нет, только с потолка свисает шнурок, такой серенький, с деревяшкой на конце, за которую очень удобно схватиться и дернуть. Очень большая вероятность, что вы именно так и поступите. Зачем? Почему? По зову сердца, или как говорят психологи, под влиянием действия на вашу психику внешнего объекта. Это и есть «полевое поведение».

Термин ввел в обращение известный психолог Курт Левин в рамках разработки своей «теории поля», и с тех пор бизнесмены всех мастей вложили немалые средства в изучение этого эффекта. Физиологическая часть очень проста – тормозить нашему мозгу в три раза энергозатратнее, чем «поддаться искушению». Эволюции так было выгоднее, а у нас теперь проблемы всех мастей – от детской гиперактивности, до взрослого переедания «потому что такое красивое пирожное». Проблема выросла до особых масштабов, когда это свойство человеческой нервной системы стало известно не только физиологам, но и пищевым бизнес-гигантам. Атомную энергию тоже сначала открывали в мирных целях. 

Именно в результате таких маркетинговых исследований тележек в супермаркетах всегда больше, чем корзинок (чтобы отсутствие свободного места и тяжесть в руках не могли остановить вас от дальнейших покупок). Самые дорогие товары находятся на уровне глаз человека среднего роста, а детские товары – всегда на уровне глаз ребенка (о, если бы вы знали о мерчендайзерских войнах и уровне вознаграждений, которые раздают владельцам магазинов, чтобы товар попал в ваше поле зрения). Именно поэтому, проходя мимо обычного журнального киоска, ваше пятилетнее чадо внезапно начинает клянчить «вот этот журнальчик с Барби» — дети еще больше во власти полевого поведения. И пока вы стоите в очереди в кассу, дешевые мелочи перед этой самой кассой шепчут «купи меня, купи».

Да что там говорить, если само изобретение супермаркетов и есть полная победа маркетологов, проповедующих власть полевого поведения. Помните те времена, когда нужно было пробить молоко в молочный, колбасу в колбасный, а хлеб в хлебный отдел? Такой осознанный процесс покупки никогда не приводил к эффекту «зашел за кефиром, вышел с десятью пакетами чего-то». 

Так вот доктор Брайен Вансинк (Brian Wansink) озаботился этой проблемой в рамках концепции «mindfull eating» и посвятил свои многочисленные исследования факторам окружающей среды, которые заставляют нас переедать. 

Для начала он выделил пять мест, в которых мы чаще всего принимаем пищевые решения: 

  • наш дом; 
  • любимый ресторан; 
  • супермаркет; 
  • рабочее место; 
  • школа.

И для каждого из этих мест у него накопилась масса идей, точнее — исследовательских выводов, как же сделать так, чтобы люди потребляли меньше еды. Он рассказал об этом в своей книге «Slim by design». Например, дома лучше держать тарелки поменьше, раз уж «Общество чистых тарелок» оставило неизгладимый след в подсознании. А если вы хотите есть побольше фруктов, то и поставьте стол миску с фруктами, вырезать из журнала совет диетолога о пользе яблок и прикреплять его магнитом на холодильник – не поможет. На рабочем месте вкусняшки лучше держать в тумбочке, чтобы пока рука за ними тянется, вы бы успели спросить себя – «а я точно голодный?». Иначе соблазнитесь их доступностью, ведь хватательный рефлекс эволюционно гораздо быстрее любой саморефлексии. 

Конечно, что касается ресторанов и магазинов такой подход не очень сочетается с финансовыми интересами их владельцев. Про супермаркеты мы уже говорили выше, но и рестораны не отстают: большие порции, отвлекающая громкая музыка, клипы на огромных экранах, красивые картинки в меню, где сливки в молочном коктейле выглядят, как будто они сделаны из пуха ангельских крыльев.

Доктор Брайен Вансинк советует помнить, что во многих ресторанах есть возможность заказать полпорции – это не всегда указано в меню, но если попросить, скорее всего, вам не откажут. Просто это не приходит нам в голову. Как и тот факт, что можно сказать не добавлять какие-то ингредиенты, если вы их не любите, или если пища кажется с ними слишком тяжелой. Может в российских широтах еще и срабатывает наше детское «ешь что дают?». 

Кстати, о детях. Брайен Вансинк отмечает, что 56% детей не доедают порции, потому что чувствуют, что наелись, в то время как среди взрослых таких около 8%. Другие 92% считают, не всегда осознанно, конечно, что доедать нужно все до конца. Родители, учитесь интуитивному питанию у своих детей, а не наоборот, говорит нам исследователь. 

Почерпнуть другие полезные идеи о дизайне среды можно на сайте http://www.slimbydesign.org/ 

Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *