Диетический опыт повышает количество эпизодов переедания

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

О ребенке, которого «посадили» на диету практически при рождении

За время терапевтической практики я повидал и узнал многое, но о ребенке, которого «посадили» на диету практически при рождении, услышал впервые. Сначала мама почему-то решила, что у нее мало молока и стала дополнительно докармливать новорожденного смесью. К месяцу ребенок набрал полтора килограмма. Педиатр несколько озадачился — все же многовато… Мама обеспокоилась еще больше. И начала считать вес и калорийность. В результате восьмимесячный человек оказался на диете, получая треть рекомендованной нормы овощей и половину нормы мяса.

Когда писал эту заметку, думал, как бы прокомментировать ее. Какие умные слова найти, на каких авторов сослаться. Начну с удивительного и знаменитого исследования Клары Девис. Наверное, это самый детальный и масштабный диетический эксперимент. В 1928 году Девис и ее коллеги создали специальный диетологический детский сад. Были отобраны детки в возрасте от 6 до 11 месяцев, все из неблагополучных семей. Большинство имели дефицит веса, страдали рахитом, анемией и т.п. Единственное обязательное условие — отсутствие прикорма, что исключало влияние взрослых на пищевые предпочтения.

Эксперимент длился шесть лет. Все это время дети ели ту еду, какую они хотели. Боюсь, что от этих слов некоторые родители придут в ужас, но было именно так. В своей статье Девис указывает 34 продукта, которые предлагались детям: овощи, фрукты, зелень, субпродукты (печень, почки, мозг), несколько видов мяса, рыба, крупы, кисломолочные продукты, молоко, цельнозерновые хлопья. Предложенная еда была абсолютно натуральной. Каждый продукт лежал на отдельной тарелке, смешивание было запрещено. Еду не солили, соль стояла отдельно, в мисочке, каждый мог добавить ее по своему вкусу и желанию. Еда никогда не навязывалась. Она просто выкладывалась в свободном доступе несколько раз в день. Те, кто умели ходить, делали свой пищевой выбор самостоятельно. Малыши были поручены специально обученным нянечкам, которые помогали есть из ложки, но только в том случае, если ребенок проявлял однозначный интерес к еде, например, тянулся за ней. Как только интерес пропадал, ложка откладывалась.

Что же выяснилось? Дети едят неравномерно. Бывали «обжорные» дни, когда они наедали двойную норму калорий, бывали «постные», когда и половины не было. Иногда ребенок ел мало, но продукты были калорийные, иногда — много, но это были овощи, зелень, фрукты. Плевали они на мнение педиатров, бабушек, диетологов и составителей систем питания. Они ели бананы с картошкой, тушеную печень запивали молоком, а на ночь съедали пару яиц. И никакого «больного живота». Они вообще болели меньше, даже простудными заболеваниями. В группе были более плотно сложенные дети и более худенькие от рождения, но в течение этих шести лет никто не вышел за границы возрастной нормы по весу. Показатели крови, которые до начала эксперимента были нарушены, быстро вернулись в норму. Регулярные осмотры врачей показывали, что дети исключительно здоровы.

Это исследование подтверждает: наше тело обладает исключительной мудростью. Мы рождаемся с этими знаниями и умениями. Я помню свою маленькую дочь, которая однажды утром совершила набег на банку со вчерашним пюре из брокколи. Заметим, накануне она от этой еды решительно отказалась, а через 10 часов загребала пюре из банки и запихивала в рот. Она отлично знала, чего ей хотелось. Мы остаемся с этим знанием, пока в «питание-воспитание» не вмешиваются «умные» взрослые, вооруженные советами и рекомендациями. Я понимаю бедную маму, которая так старалась для своего малыша. Жуткая тревога за то, что она плохая мать и недокармливает ребенка, сменилась тревогой, что она плохая мать потому, что перекармливает. Она старалась быть для него идеальной, самой лучшей на свете. Конечно, молодой матери есть чему поучиться у специалистов. Они знают много полезного (а иногда и не очень) о рационе, витаминах, жирах, белках и углеводах, о том, как надо вводить прикорм.

На мой взгляд, существуют два вида знания. Одно дается благодаря образованию и книгам, а другое благодаря самому факту материнства. Второе знание про умение чувствовать и любить, про умение доверять и нести ответственность. Я хочу привести слова Дональда Винникотта, педиатра и детского психотерапевта, чьи гениальные книжки о материнстве стоит прочесть: «Я надежна — не потому что я совершенная машина, а потому что знаю, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о тебе, я хочу, чтобы ты имел то, что тебе сейчас нужно. Ты можешь быть уверен, что я где-то рядом, когда бы я тебе ни потребовалась. Вот это и есть моя любовь к тебе сейчас, когда ты такой маленький и беспомощный».

Доверие к миру, любовь к себе, доверие и любовь к своему телу закладываются в самые первые моменты жизни. И если мама считает себя достаточно хорошей, если она уважает себя и свои ценности, умеет чувствовать свое тело и понимать свои желания, то, скорее всего, она почувствует и малыша, его потребности и желания. Она научится быть с ним, а не контролировать его и управлять. Малыш получит от нее в наследство тонко настроенную «пищевую систему» и будет понимать, когда он голоден, а когда сыт, будет любить себя, свое тело и доверять миру вокруг.

На этом и основан метод Интуитивного питания. Надо полюбить свое тело, стать для него хорошим другом, научиться распознавать голод и сытость, прислушиваться к тонким желаниям и нюансам вкуса. Результатом будет доверие и любовь к себе, а вес уйдет сам по себе. Диеты ничему не учат. Они относятся к телу, как отстраненная мать, стремящаяся к идеалу, относится к своему ребенку — заставляют есть «правильно и полезно». В то время, когда надо просто обнять и заглянуть в глаза.

 

Центр Интуитивного питания IntuEat ©

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *