Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Дети и сладости: как не причинить ребенку вред

Большинство детей — сластены, и родители, конечно же, волнуются, сколько сладкого можно ребенку и как переключить его внимание на другие продукты.
Как говорить с детьми о сладком? Специалисты предупреждают: не стоит использовать фразу «слишком много сахара». В чём вред этих слов, рассуждает Лесли Шиллинг — диетолог, специалист по спортивному питанию и семейный консультант.

Дочке было всего три годика, когда она сказала, что «в кексах слишком много сахара». Поскольку я диетолог и специализируюсь на расстройствах пищевого поведения, её слова меня не на шутку встревожили: я ведь знаю, как опасно бывает делить пищу на «плохую» и «хорошую», особенно для детей. Девочка слышала фразу «слишком много сахара» от практикантки в садике, которая, увы, не представляла, что эти слова могут запасть ребёнку в душу и превратиться в бомбу замедленного действия. Дети часто слышат такие обыденные, но потенциально опасные фразы от учителей, которые желают им только добра, от друзей и героев мультфильмов.

Логично, что родители и педагоги заботятся о том, что едят дети, учитывая, что болезни не дремлют. Но сахар ли наш главный враг? И может ли быть так, что, демонизируя сахар, мы программируем себя на злоупотребление сладостями, не доверяя своему телу, и обрекаем себя на пожизненные диеты (которые однозначно вредят здоровью)? Специалисты считают, что простая фраза «слишком много сахара» способна подорвать доверие ребёнка своей врождённой системе саморегуляции (да и наше тоже).

Лорен Энтон, сертифицированный диетолог и специалист по расстройствам пищевого поведения, вспоминает, как её шестилетний сын тоже подхватил где-то фразу «слишком много сахара». Лорен, как многие родители и специалисты, желающие оградить детей от неоднозначных выводов в отношении пищи, сказала сыну: «На самом деле сахар (углеводы) — наш главный источник энергии, и во фруктах есть сахар, и в другой пище тоже». Мальчик очень удивился! По мнению Лорен, школьные занятия о здоровье и питании часто напичканы заблуждениями, что лишь усугубляет жирофобию, стигматизацию веса, формирует нездоровый образ тела и провоцирует расстройства пищевого поведения, а попытки научить детей правильно питаться в столь раннем возрасте приносят больше вреда, чем пользы: «Лучшее «обучение» — просто позволить детям есть разную пищу, испытывать радость от еды и своего тела».

Частнопрактикующий специалист по питанию, диетолог Кристал Карджес из Сан-Диего, с ней согласна: «Негативные слова в адрес любой еды способны провоцировать ненужные чувства вины и стыда. У детей врождённая способность питаться именно так, как требуется организму, чтобы правильно расти и развиваться».

Разговоры о сахаре (и других продуктах) в негативном ключе могут привести к страху, растерянности и злоупотреблениям. «Дети постоянно слышат о еде то одно, то другое, особенно о сахаре», — сокрушается Катя Роуэлл, врач, соавтор книг о питании детей и подростков, привередливых в еде. Она рассказывает, как смотрела с дочкой телевизор: «Главная героиня страдает от несчастной любви. Первым делом она падает на диван с ведром мороженого и огромной ложкой! И шутит, что всё это съест. А дальше начинается передача, где рассказывают, что сахар — зло».

Доктор Роуэлл считает, что с детьми лучше не использовать фразу «слишком много сахара». Ей больше нравится термин «быстрая энергия» — потому что, как ни крути, к сладостям у нас особое отношение. Многие дети склонны злоупотреблять сладким, что может быть результатом запугивания, попыток оградить детей от сахара. «Если вы пытаетесь сократить количество сахара в рационе ребёнка, и ему это даётся тяжело, возможно, стоит пересмотреть свои методы, — считает доктор Роуэлл. — Например, однажды к нам в гости пришёл ребёнок из семьи, где сахар под запретом, — так он буквально ел сахар из сахарницы. Клиенты регулярно рассказывают мне подобные истории. Если ребёнок врёт (чаще, чем принято в его возрасте), что-то прячет, с жадностью ест сахар или сладости или ни на что другое не обращает внимания, он уже не способен бороться с искушением».

«Мы люди, запретный плод для нас сладок, — объясняет Джудит Матц (Judith Matz) — клинический социальный работник, автор книг «Большая мечта Аманды» (Amanda’s Big Dream) и «Справочник пережившего диету» (The Diet Survivor’s Handbook). — Чем больше родители переживают, что «сахара слишком много», тем выше вероятность, что ребёнок будет стараться заполучить его при первой же возможности». По её мнению, лучше питаться полезно и разнообразно. На этом фоне и выпечка с мороженым не будут чем-то ужасным. Она рекомендует помогать детям сохранять связь с их внутренними сигналами голода и сытости, используя такие фразы, как «сейчас твой животик проголодался», когда ребёнок начинает есть, и «животик наелся», когда он заканчивает.

Мой опыт работы с семьями показывает, что лучше есть сладости не отдельно, а в основной приём пищи или перекус, на десерт. Так никакая пища не выглядит ни как что-то запретное, ни как награда. Доктор Роуэлл даёт сходные рекомендации; если сладкое можно есть без условий в духе «съешь суп — получишь конфетку», десерт перестаёт казаться чем-то особенным. Когда ребёнок вынужден кое-как проглотить ненавистные овощи, чтобы получить вожделенный десерт, он ценит его ещё больше, а «нормальную» еду ненавидит ещё сильнее. Важно помнить, что все дети разные, считает доктор Роуэлл: «Один ребёнок без проблем выбирает, что он съест сегодня на десерт и в какой приём пищи. У другого такой подход спровоцирует скрытность и навязчивые мысли о сладком».

«Можно учить детей на своём примере, давать им разнообразную, полезную пищу и всегда включать сладкое в трапезу, не комментируя его питательную ценность», — считает диетолог и специалист по расстройствам пищевого поведения Анна Лутц из службы консультантов по питанию Sunny Side Up Nutrition. Своим клиентам она рассказывает, что «детям необходимо познакомиться с разной пищей, которую они встретят в большом мире, за пределами родного дома. Такой опыт поможет им расти и учиться, не придавая пище излишнего значения».

Наши дети и впредь будут слышать вещи вроде «слишком много сахара» и другие такие же вредные фразы, но мы можем научить их доверять себе несмотря ни на что. Джудит Матц советует родителям поддерживать детей, когда они учатся доверять своему телу. «Рано или поздно ваш ребёнок станет независимым и будет сам решать, когда, что и сколько есть, — говорит она. — Если мы хотим, чтобы у него на всю жизнь сложились здоровые отношения с пищей, гораздо эффективнее научить его осознавать ощущения в теле, хорошо ему от этой пищи или нет, чем навешивать на неё ярлыки «хорошая» или «плохая».
____________________________________________
Хотите, чтобы ваш ребенок ел разнообразно, с удовольствием и рос здоровым? Организуйте интуитивное питание в вашей семье. С 25 марта клинический психолог, руководитель центра IntuEat, специалист по расстройствам пищевого поведения и мама сразу двоих интуитивных едоков Светлана Бронникова ведет онлайн-марафон «Детки и конфетки» — все, что вам нужно знать про питание своего ребенка и еще немножко полезных приемов. Присоединиться к марафону можно до 29 марта, выбирайте тариф и приходите!
____________________________________________

Источник: https://health.usnews.com/wellness/for-parents/articles/

Перевод — Марина Нестругина, Центр Интуитивного питания IntuEat ©

 

Возможно, вам понравятся эти материалы:

4 фактора, из-за которых ваши сын или дочь ненавидят свое тело

Хочу, чтобы ребенок ел полезное

Родители и подросток: время уязвимости

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *