Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Девочкам не нравится «фигуристая» Барби. Но почему?

Можно купить ребёнку куклу, но нельзя заставить его играть. К такому выводу пришли авторы недавнего исследования о новой Барби с реалистичной фигурой. Девочки-участницы исследования не хотели с ней играть, предпочитая традиционную неправдоподобно худую куклу. Это ставит под сомнение утверждение, что дети любят худых кукол лишь потому, что у них нет выбора, просто надо разнообразить ассортимент. Итак, малышкам не нравится Барби «с формами». Её фигура не соответствует актуальному «идеалу».

Первая Барби, ставшая символом образа женского тела, появилась в 1959 году. За 60 лет она сменила множество профессий, была даже космонавтом (в 1965) и палеонтологом (в 1997), лишь вес и фигура всегда оставались прежними, не считая последних трёх лет.

Будь Барби живым человеком, её вес составил бы около 50 килограммов при росте 175 сантиметров. Это легко подсчитать, потому что у Барби есть весы, застывшие на отметке 110 фунтов (49,895 кг). Барби носит бюстгальтер с объёмом чашки FF — это 4-5 размер груди. Получается, у Барби дефицит массы тела минимум 17 килограммов. По мнению учёных, живая «Барби» страдала бы дефицитом жировой ткани и, следовательно, отсутствием менструаций.

За годы своего существования компания Mattel продала более миллиарда кукол Барби, но в 2014 года продажи стали резко падать. В Mattel решили, что нужно расширить линейку куклами разного телосложения. Сторонники бодипозитива поддержали эту идею. В 2016 году появились три новых Барби: маленького роста, высокого роста и «фигуристая», с кожей в семи оттенках.

Увы, по-видимому, это разнообразие не тронуло сердечек участниц исследования — девочек 3-10 лет. Они сказали, что «фигуристая» Барби нравится им меньше всех. Учёные не сильно удивились, когда узнали, что худенькая Барби особенно нравится девочкам, недовольных своей внешностью.

«Неудивительно, что даже трёхлетним малышкам не нравится Барби «с формами», — говорит Амелия Триник (Amelia Trinick), врач-клиницист, руководитель рабочей группы горячей линии некоммерческой организации Butterfly Foundation, которая оказывает помощь больным расстройствами пищевого поведения. — По данным исследований, предвзятое отношение к весу и фигуре проявляется у детей уже в 5 лет, иногда раньше.

Для девочек особенно опасен период пубертата, когда может возникнуть недовольство внешностью, есть риск развития расстройств пищевого поведения. Но негативные мысли или чувства в отношении тела могут появиться и укорениться у них уже в раннем детстве».

Тому есть целый комплекс причин, но все они связаны с тем, что культура возвышает один тип фигуры над всеми остальными. По данным учёных, чем чаще нам показывают некий тип фигуры, чем больше о нём говорят, тем быстрее он становится для нас нормой, каким бы редким и недоступным он в реальности ни был. И тогда своё собственное тело кажется нам непривлекательным, отталкивающим.

А поскольку дети к пяти годам уже различают популярные бренды, например, «Макдоналдс» (это доказано 20 лет назад), они способны вычленить и доминирующий тип фигуры — высокого роста, с дефицитом массы тела — и постепенно начать отдавать ему предпочтение.

«Когда ребёнок слишком часто видит в СМИ «идеальный» образ фигуры, недовольство своим телом может возникнуть уже в раннем возрасте, что в дальнейшем чревато возникновением опасных форм поведения и, в ряде случаев, расстройств питания, — говорит Триник. — Работники СМИ и специалисты по рекламе должны разнообразить визуальный ряд, показывать людей с разными фигурами. Это их долг перед обществом».

Но есть ещё один фактор — возможно, самый главный: родители. Дети, особенно маленькие, копируют всё, что видят и слышат, так что атмосфера принятия и заботы о теле — задача родителей.

«Следите за речью, — советует Триник. — Не называйте пищу или внешность «хорошей» и «плохой». Говорите о себе с добротой, не ругайте себя; дети копируют ваше отношение к себе и часто начинают так же относиться к своему телу и внешности. Хвалите детей за поступки, а не внешний вид».

В этих словах, возможно, и кроется решение проблемы Барби. Потому что, положа руку на сердце, игра в куклы — это не полёт на Марс. Это просто ролевая игра (с нарядами и, между прочим, сексом).

Триник говорит, что её организация рада появлению «фигуристой» Барби. Но если Барби нужна для того, чтобы воспроизводить в игре чисто декоративные аспекты женственности, разве удивительно, что девочки выбирают для этого именно нереалистичную куклу? Барби не умеет говорить, она не думает, пусть даже у неё есть стетоскоп или реактивный ранец. Она «живёт» лишь для того, чтобы её одевали и раздевали.

Возможно, выход — не штамповать Барби всех размеров и цветов, а понять, что сама концепция такой куклы уже устарела, о чём говорит спад продаж. Может, полезнее будет вообще отказаться от Барби и всех её клонов и играть с чем-то принципиально другим.


Об авторе: Натали Райли (Natalie Reilly) — независимый журналист, автор статей о здоровье и обществе для австралийских СМИ.


Текст перевела Марина Нестругина специально для Центра IntuEat©. Оригинал статьи смотрите на сайте smh.com.au

Статьи по теме

Детские пищевые привычки и расстройства пищевого поведения

Дети и сладости: как не причинить ребенку вред

Как помочь детям чувствовать себя комфортно в своём теле

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *