Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Эмоции: миф о контроле

«К сожалению, те люди, которые советуют не злиться, не бояться и не волноваться, способов справляться со злостью, страхом или тревогой взамен не предлагают. Ну может быть, только держать свои чувства под контролем». Ангелина Чекалина рассказывает, почему контроль — самая неэффективная стратегия и что можно сделать на самом деле.

Сегодня я хочу поговорить об очень важной и животрепещущей теме — об эмоциях и о мифе о контроле.

Этот миф звучит так: «Негативные чувства — это плохо и разрушительно, поэтому их надо контролировать».

Он делит весь многообразный спектр человеческих переживаний на два четких полюса: негативные и позитивные. Позитивные эмоции — это хорошо, и проявлять их можно. А вот негативные эмоции уже нельзя, потому что это плохо.

Вспомните свое детство, наверняка хотя бы один раз вы слышали фразы о том, что «хорошие девочки/мальчики не злятся» или «на маму/папу/бабушку/дедушку вообще нельзя злиться». Или «мальчику стыдно бояться».

В моем детстве никто из родственников так ни разу не ответил на мои вопросы «почему нельзя злиться?». Предлагалось эти утверждения принять на веру и им следовать, потому что так принято. Я была любопытным ребенком и задавала следующий вопрос «А кем принято, что нельзя злиться?». Ответа, увы, не было.

К сожалению, те люди, которые предлагают не злиться, не бояться и не волноваться, способов справляться со злостью, страхом или тревогой не предлагают. Ну может быть, только держать свои чувства под контролем. А контроль — это жесткая и неэффективная стратегия.

Контроль не дает выбора, что можно сделать с собственными эмоциями. Предполагается, что любые негативные эмоции выражать нельзя, иначе случится что-то непоправимое. Например, другой человек обидится, перестанет разговаривать или вообще прекратит отношения и т.д. Этого не известно наверняка, однако существующая система убеждений о катастрофическом развитии событий вынуждает молчать. И при этом эмоция никуда не исчезает. Она продолжает жить внутри и раскручивает маховик переживаний.

Иногда единственный способ справиться с эмоциями, о которых предпочитают не говорить, это еда. Самые часто «заедаемые» эмоции при расстройствах пищевого поведения — это гнев, стыд, тревога, вина. С ними сложно справиться без навыков эмоциональной регуляции.

Один из базовых таких навыков — это понимание, что любые эмоции нам нужны для определенных целей.

Цель первая — эмоции мотивируют наше поведение и подготавливают нас к действиям.

Например, поведение «борись или беги» заложено в нас эволюционно, потому что в далекие-далекие времена именно это помогало человеку выжить. Представьте, что вы идете вечером по улице, на которой мало фонарей.

Безопасно ли вам в такой ситуации?

Будете ли вы долго раздумывать над тем, в каком темпе идти?

Я думаю, что на оба эти вопроса ответ будет «нет». И это естественно. Трудно представить себе человека, который в этой ситуации будет идти легким прогулочным шагом и наслаждаться видами.

Естественное действие в такой ситуации — это ускорение шага или бег. Это помогает быстрее преодолеть неосвещенную территорию и почувствовать себя в безопасности.

Цель вторая — эмоции служат для общения с другим людьми.

Наша мимика моментально дает понять другому человеку, что со мной происходит. Нахмуренные брови, сжатые зубы или широкая улыбка дают возможность внимательному собеседнику «считать» эмоциональное состояние.

Наш язык тела и тон голоса сообщает о нас окружающим довольно много. Наверное, вы обращали внимание на то, что в моменты эмоционального напряжения собственный голос звучит громче. Или иногда люди уже кричат.

Эмоции — это тоже язык.

Цель третья — эмоции служат источником важной информации о ситуации.

Например, гнев может сообщать о том, что мы не можем достичь чего-то очень значимого. Или на нашем пути возникли помехи. Или кто-то сказал в наш адрес что-то ядовитое или оскорбительное. Или нам кто-то угрожает.

Любая эмоция — это реакция на что-то важное в текущей ситуации. И здесь важно проверить факты реальности, чтобы не совершить импульсивного поступка, который может ухудшить дело и привести к последствиям, с которыми тоже придется справляться.

Причиной сильной эмоции может быть поступок другого человека или собственные мысли по поводу происходящего. И это важно развести. Злость возникает не на человека вообще, а на его поступок. Можно очень нежно относиться к конкретному человеку и при этом злиться на невыполненное обещание. И он никогда об этом не узнает, если об этом молчать. В мире, где нет телепатии, угадать что происходит с другим человеком — невозможно.

Подводя итоги, повторю: любая наша эмоция не беспричинна.

И уметь разбираться с этими причинами — это не единственный навык, которой поможет научиться управлять своими эмоциями. У нас в Центре есть группы обучения навыкам эмоциональной регуляции. Участие в них помогает обрести гибкие способы управления своими эмоциями. А управление, как вы поняли, эффективнее контроля.

Приходите тренироваться!

Эта статья интерактивная. Свои вопросы вы можете задать в комментариях под анонсами этой статьи в наших соцсетях. Я отвечу на них в этот четверг, 10 августа 2017 года, в прямом эфире!

Похожие статьи:

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *