Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Еда мужская и женская

Терапевт Центра Артур Абраменков обратился к гендерному аспекту в питании и отношении к телу. Разбираемся, есть ли еда мужская и женская и как влияют гендерные стереотипы на расстройства пищевого поведения.

Сегодня я предлагаю поговорить о теме, которая зачастую замалчивается в кругах специалистов по психологии пищевого поведения – о гендерных аспектах этого феномена, о пищевом поведении в гендерном измерении. На мой взгляд, тема гендера и гендерных различий в контексте отношения к собственному телу, расстройств пищевого поведения, диетических культов и различного рода программ по контролю за питанием и весом является стержневой, поскольку гендерные стереотипы, правила часто диктуют нам, как и кем мы себя ощущаем, как мы должны себя вести в обществе, как мы должны выглядеть, а значит, и как мы должны питаться.

Когда это происходит, у нас появляется определенное правило, которому мы начинаем сначала сознательно, а в какой-то момент бессознательно следовать. Что это значит, если мы говорим о пищевом поведении? Во-первых, как мы все знаем, любые правила сколько, когда, что и как нам есть дают основание предполагать, что та система питания, который мы следуем, является аналогом простой диеты. Женской или мужской диеты. Женской или мужской еды.

Сейчас я предлагаю вам поисследовать реальность, в который мы с вами живем. Я прошу вас сейчас открыть Гугл и ввести там запросы: сначала «женская еда», потом «мужская еда».

женская еда
Изображения по запросу «женская еда»

 

мужская еда Изображения по запросу «мужская еда»

Как мы видим по картинкам, к мужской еде можно отнести мясную, жирную, простую, однообразную. К женской еде вообще, на первый взгляд, сложно отнести что-то конкретное, поскольку поисковый запрос выдает больше самих женщин, нежели еду. Однако при более детальном анализе становится понятно, что женская еда – это какая-нибудь «легкая», «диетическая», содержит больше овощей и меньше мяса, включает сладкое, десерты и предполагает красивое оформление.

Эти стереотипы имеют некоторое общественное значение, а также исторические и культурные корни. Нутряная, избяная, исконная, посконная идея о том, что мужчина – это добытчик, это человек, который приносит в дом еду, которая является энергетически ценной, развивающей, сытной. Женщина – собиратель более простой, поддерживающей жизнедеятельность еды, растительной. Это создает целый коридор ассоциаций. В те же самые бородатые времена разнообразие в обществе практически отсутствовало. Тогда и общества никакого не было, а далее, когда оно появилось, оно развивалось по простой, полярной схеме: все делилась на два полюса (в т.ч. на мужское и женское). Случилась диалектика.

Тогда это было необходимо, чтобы заниматься более важными вещами, которые были связаны с выживанием. Сейчас, как вы понимаете, в нашем обществе люди занимаются самоактуализацией и личностным ростом, но никак не выживанием, и поэтому общество перестало быть дуальным. Оно встало на тропу усложнения. А установки пережитого времени сохранились, передаваясь из поколения в поколения, превращаясь в традиции и привычки. И вот сейчас, если посмотреть на это буквально из космоса: на планете 3,5 миллиарда мужчин и 3,5 миллиарда женщин, эти 2 категории людей объединяет только лишь 1 параметр – их физиологический пол (это значит определенные анатомо-физиологические особенности, гормональный уровень, гениталии и хромосомы). Все остальное – это море разнообразия, миллиарды не похожих друг на друга людей, старающихся стать индивидуальностью. Это значит, что все утверждения, что человеку нужно питаться вот столько то, вот так и вот этим, потому что он мальчик или девочка, не выдерживают критики. Потому что разнообразие наших дней (насколько они энергетически затратны), нашего физического комфорта, количества сна, нашей метаболической эффективности, того, как мы поели вчера, того, был ли у нас диетический опыт – вот, что определяет наше пищевое поведение.

Чем же вредны подобные гендерные установки? На самом деле, в данном случае не имеет никакой разницы, по каким причинам мы выстраиваем эти правила пищевого поведения – важно лишь то, что они заставляют нас не слушать себя и собственные сигналы голода и насыщения, запрещая нам есть то, что мы на самом деле хотим, а достигать с помощью питания каких-либо иных целей, выполняя задачи похудения или наращивания мышечной массы и последующей сушки для того, чтобы соответствовать. Чему? Давайте разбираться, чему люди чаще всего хотят соответствовать.

Как правило, в обществе существует определенный гендерный стандарт или ориентир – то, каким должен быть мужчина или женщина, чтобы таковыми считаться, с одной стороны, и то, к какому идеалу они должны стремиться. Известно, что в разные исторические периоды идеал женского тела менялся. В начале ХХ века привлекательным и идеальным женским телом считается полная женщина, потом идеал меняется на стройную с приходом британской супермодели Твигги. Как утверждает специалист по расстройствам пищевого поведения Университета Северной Каролины Синтия Бьюлик, все эти изменения совпадают с процессами, происходящими в экономике, которые создают маркетинг для достижения этого идеала, чтобы эту экономику стабилизировать. И в наше время идеальные тела – не просто худые, а спортивные, с минимальным количеством жира и воды в теле. Этот идеал почти не осуществим для женщин, поскольку часто не совместим с физиологической нормой. Диеты, ограничения в питании, избыточные тренировки, с помощью которых достигается этот идеал, гарантированно приводят к срывам, метаболическим сдвигам, приступам переедания.

Часто идеальные тела, которые мы видим на фотографиях, отредактированы в фотошопе, люди, которые делают фотографию, целую неделю сидят на специфических, экстремальных диетах, чтобы привести себя в подобную так называемую подтянутую форму.

Важно также помнить, что идеал всегда один. Не существует множества идеальных образцов тела. Таким образом, это противоречит генетически обусловленному, конституциональному многообразию человеческих тел. Как мы знаем, человеческая конституция, как минимум, трех типов: пикники, атлеты, липтосомы. Приведения себя к какому-то одному идеалу просто невозможно в силу генетических задатков. С другой стороны, приведение к одному идеалу унифицирует общество, делает его одинаковым, однообразным и упрощенным.

Помимо этого, такой вот конгломерат гендерных установок и современного общественного идеала является очень питательной почвой для возникновения расстройств пищевого поведения. Это происходит по той причине, что для развития расстройств пищевого поведения нужна система подобных убеждений, ведь расстройство пищевого поведения — это когнитивное расстройство, иными словами, пытаясь стать идеальным мужчиной, можно стать идеальным бигорексиком. Если говорить об Интуитивном питании, действительно, огромное количество гендерных установок может препятствовать переходу на такое питание.

Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых, когда мы о чем-либо думаем, нужно стараться ловить себя на слове «должен», которое всплывает в нашей голове в тех или иных жизненных ситуациях. Обычно никто никому ничего не должен. Мы должны что-то только самому себе. Во-вторых, стараться видеть и ощущать тот контекст, в котором мы с вами находимся. Сейчас общество довольно сильно контролирует гендерный порядок, мы продолжаем жить в эпоху патриархата, источник власти находится в руках мужчины. Это может помочь нам стать более чувствительными к подобным вещам, например, когда нам делают замечания вроде «не ешь это, ты же женщина/мужчина» или «ой, ты же женщина, должна выглядеть определенным образом». Если понимать, откуда берутся такие комментарии, их природу, можно успешно им противостоять.

Перейдем к вопросам.

Интересную тему вы подняли. Действительно, делю еду на мужскую и женскую. Нажористая, сытная, на скорую руку – это мужская еда для меня. И интересно, что когда я ем яичницу с колбасой, макароны по-флотски, варю пельмени или жарю картошку, я испытываю угрызения совести. А вот та же картошка или яйца, только в вареном виде, спагетти карбонара (тоже ведь макароны!!!) или равиоли (чем не пельмени!!!) у меня никаких мук совести не вызывают. Словно представления о мужской еде связаны с представлениями о ее вреде. Почему так могло произойти?

Большое спасибо за вопрос. Он мне показался очень интересным, поскольку в данном тесте описывается еда с добавлением определенной категории продуктов, которые вызывают негативные эмоции. По данному тексту я предполагаю, что речь идет о жирах, потому что жирная пища чаще всего готовится на масле. Если мы говорим о пище, которая готовится, как мы говорим, на скорую руку, то, конечно, жареную пищу приготовить быстрее, чем вареную. Мне кажется, здесь речь идет о таком замаскированном страхе есть определенную еду, потому что эта пища как-то может повлиять на ваш внешний облик. Этот страх замаскирован под гендерную обертку. Если женщины будут есть мужскую пищу, то они станут такими же большими, габаритными, как мужчины. Конечно, этот страх беспочвенный, потому что если с нашим метаболизмом все хорошо, то она вполне справится с такой пищей, даже жирной и быстро приготовленной.

Мой нынешний молодой человек разорвал все шаблоны о еде. Я привыкла, что мужчинам накладывают больше порцию, чем женщине, и они ее съедают. Так ел мой отец, мой дед, да и вообще, мне казалось, что это у всех так. А мой МЧ ест меньше, чем я. Когда я накладываю еду, он меня всегда останавливает, теперь накладывает сам. Я чувствую себя обжорой и испытываю неловкость, съедая свою порцию. Что мне делать?

Как мне кажется, в этом вопросе есть две части. Первая – те стереотипы и ожидания, которые у вас были, они разрушились живым примером того, что мужчины не все едят одинаково, кто-то может есть меньше, кто-то больше. И это может зависеть не от того, что это мужчина, а от семейных традиций, генетических особенностей. Вторая часть этого вопроса – что делать с тем, что молодой человек контролирует ваше пищевое поведение. Сложно ответить, не зная всех подробностей. Я бы предложил записаться на консультацию в Центр, чтобы рассказать эту историю более подробно. Если прокомментировать ваш рассказ в общих чертах, то ваша реакция мне представляется вполне естественной. Ведь если вас лишают права самостоятельно удовлетворять ваши потребности в энергии, это провоцирует негативные эмоции и вопросы, а что со мной не так, если я сама не могу обеспечить удовлетворение своих потребностей. Обычно подобные вещи – передача контроля за пищевым поведением – делаются по медицинским показаниям в силу физически ограниченных возможностей. В данной истории таких показаний нет, поэтому я бы спросил себя, почему я так делаю. Может быть, у вас получится ответить на этот вопрос самостоятельно.

Видеозапись выпуска:

Похожие статьи:

Еда, я тебя боюсь!

Сопротивление диетической культуре

Я хочу красивое тело!

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *