Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Любимый вопрос от Ангелины Чекалиной: причины переедания

Вопрос:

…Я очень люблю два вида продуктов: бутерброды и пироги. Но мой организм не принимает такую пищу. Начинается изжога, пища долго не переваривается и тп. Я их стараюсь не покупать, но если каким-то случайным образом они появляются дома… начинается жуть. Я их ем, ем и ем. Мне плохо, но и это меня не останавливает. Если сдерживаю себя, то встаю ночью и в полубессознательном состоянии ем… пока они не кончатся. А после чувствую себя разбитой морально и физически. Вот такая история. Легализовать по Бронниковой эти продукты я не могу, тк страдает желудок. И избегать их тоже невозможно вечно, да и не хочется. Что вы можете мне посоветовать?

Ответ терапевта Центра IntuEat Ангелины Чекалиной:

Ну что же, давайте разбираться с механизмом переедания и откуда берутся такие виды продуктов, от которых невозможно оторваться, даже если от них действительно становится плохо физически. Небольшая ремарка: вместо слов «пироги», «бутерброды» можно ставить любые другие названия продуктов и суть всё равно останется той же.

Сначала мы себе что-то запрещаем, не даем, изымаем из рациона. При этом мы очень стараемся, прикладывая титанические усилия для того, чтобы определенные продукты не попали к нам на тарелку, а потом в желудок. А потом что-то происходит и запретные продукты питания оказываются в фокусе нашего внимания. И мы их начинаем безостановочно есть, пока они не закончатся – переедать.

Графически этот механизм метко отражен на картинке художницы Сары Андерсен (http://sarahcandersen.com).

htmlimage

У этого механизма есть название – диетический срыв. У механизма диетического срыва есть ещё одна сторона, эмоциональная. Мы старались, ели только суперполезную (вкусную ли?) пищу и после этого всё равно разрешили себе «запрещёнку» и переели. В голове появляется мысль «Все усилия насмарку» и эта мысль запускает уже другой процесс – эмоциональный. Мы себя ругаем за бесхребетность и ленность и т.д. Слов, при помощи которых мы себя виним и стыдим, великое множество. И дальше нужно что-то делать уже с эмоциями вины и стыда, которые в этих обстоятельствах не являются оправданными. Оправданное чувство – это значит за реальные поступки. Например, если я пообещала сделать определенное дело другому человеку и не сделала, то мое чувство вины перед ним будет оправданным. В отношении еды чувства вины и стыда не оправданы и при этом весьма реальны.

Как в наших головах появляется мысль, что одни продукты есть можно, потому что они полезны, а другие – нельзя, потому что они вредные?

Здесь есть несколько факторов, провоцирующих переедание, на которые стоит обратить пристальное внимание.

Диетический опыт. Сразу скажу, что диета бывает только одна – по медицинским показаниям после тщательного и всестороннего обследования врачами. Например, если у человека есть диагноз целиакия (то есть непереносимость глютена), то врачами назначается безглютеновая диета. Только в этом случае ограничения в питании направлены на поддержание здоровья человека. А вот если диагноза нет, а безглютеновая диета есть и человек назначил её себе сам, то это уже другая история, у которой есть название — рестриктивное (то есть ограничительное) пищевое поведение. Отчасти именно оно приводит к тому, что через какое-то время в голове формируется убеждение о том, что «жирное, мучное, сладкое — нельзя, потому что вредно» или «до определенного часа есть можно всё, а вот после него — какие-то продукты уже нельзя». Эти убеждения — пищевые правила — как раз и оказывают влияние на то, что появляются запрещённые продукты.

Однажды я услышала фразу, что любое масло можно есть только в количестве одной чайной ложки в день. После этого глубоко задумалась — одной чайной ложкой оливкового масла даже миску салата не получится заправить так, чтобы было вкусно. И это тоже про рестриктивное пищевое поведение, которое весьма многогранно.

В книге Светланы Бронниковой «Интуитивное питание» есть одно очень полезное упражнение, которое называется «Мои пищевые правила». При помощи этого упражнения можно исследовать тему собственных пищевых правил, ограничений в питании и, естественно, запрещенных продуктов. И здесь мы снова возвращаемся к исходной точке: как правило, во время диетических срывов и эпизодов переедания возникают именно те продукты питания, к которым приклеен ярлычок «запретного».

Еда по эмоциональным причинам. Это совсем другая история, она про то, что еда выступает способом регуляции эмоций. И часто бывает: когда на душе кошки скребут и кругом враги, то запретная еда бывает и утешением, и радостью, а еще и способом не переживать здесь-и-сейчас то, что я чувствую, так как не умею.

И здесь это про то, о чем мы с коллегами говорим и пишем. О том, что еда — это не всегда про еду. Как так получается, что у человека могут быть затруднения с регуляцией эмоций и он вынужден использовать для этого еду?

Ответом на этот вопрос может быть биосоциальная теория, разработанная Маршей Линехан, матерью-основательницей диалектико-бихевиоральной терапии (ДБТ).

Эмоциональная уязвимость имеет биологическую природу. Некоторые люди уже такими рождаются на этот свет: они более чувствительны к эмоциональным стимулам и переживают эмоции гораздо чаще, чем другие люди. А ещё их эмоции более интенсивные и продолжительные во времени.

Ко всему прочему уровень исходной эмоциональной уязвимости отражается и на принимаемых решениях и поступках. Решения могут приниматься на пике сильных эмоций. Со стороны может казаться, что их решения ни на чём не основаны и внезапны (а это не так). Плюс — очень трудно быть эффективным (а именно достижением поставленных целей) из-за того, что очень трудно управлять поведением, зависящим от настроения.

А ещё свой вклад вносит социальная среда, в которой эмоции не находят ни подтверждения, ни наименования. То есть, некоторые эмоции тоже запрещены («Нельзя злиться на маму! В наказание останешься без сладкого»), называются недопустимыми, неправильными, странными («Коленку разбил? Не ной! Заживет. На конфетку, только не плачь»).

Основное базовое убеждение диалектико-бихевиоральной терапии – люди делают лучшее из того что могут. позволяет Это позволяет посмотреть на ситуацию под иным ракурсом. Люди в нашем социальном окружении тоже могут иметь существенные ограничения в области понимания собственного эмоционального состояния и называния эмоций. Нашим родителям и прочим родственникам это тоже может быть недоступно и как же научить тому, чего не умеют сами? Ответ, к сожалению – никак.

И поэтому вопрос «Как не заедать эмоции запрещенными продуктами?» трансформируется в другой – «Как я могу научиться эмоциональной регуляции?»

У нас в Центре есть специальные программы по регуляции пищевого поведения и эмоциональной регуляции. Приходите учиться!

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *