Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Подросток: выход из кризиса с помощью ДБТ

Подростковый возраст — время наибольшей уязвимости. Неумение регулировать эмоции зачастую выливается в попытки самоповреждения, появляются суицидальные мысли и высказывания, расстройства пищевого поведения — чрезмерный контроль за питанием или наоборот, переедание, наркотики, эксперименты с алкоголем, небезопасный секс. Большинство подростков отдают себе отчет в рискованности такого поведения, но не верят, что взрослые могут помочь с этим справиться. Ксения Сыроквашина размышляет о причинах подросткового кризиса и диалектико-бихевиоральной терапии (ДБТ) как способе помощи.

Подростковый возраст… Самое турбулентное время жизни. Больше всего вопросов. Меньше всего ответов. Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Время наибольшей уязвимости. Желание самостоятельности и помощи одновременно. Вообще, все противоречивое – одновременно. Одновременно и все эмоции разом, и их сила. Чаще всего такой эмоциональный всплеск, или даже много таких всплесков подряд, приводит подростка к желанию «что-то с этим сделать», и это что-то может оказаться очень деструктивным – самоповреждением, мыслями о суициде, употреблением наркотических препаратов, расстройствами пищевого поведения.

В поисках объяснительных механизмов трансформаций подросткового возраста, которые могут столь значительно влиять на эмоциональную нестабильность и суицидальное поведение у подростков, исследователи упоминают нейрофизиологические изменения в сочетании со средовыми факторами. Вплоть до последнего времени периодом наиболее интенсивных изменений в головном мозге считалось детство – с его избыточностью нейронных связей и феноменально быстрыми метаморфозами. Однако с появлением методов нейровизуализации и их доступности (например, МРТ) оказалось возможным заглянуть в происходящее внутри – и попытаться понять, что лежит за столь сложным для себя и окружающих подростковым «кризисом».

В одной из статей, обобщающих данные многих исследований в области суицидального поведения подростков, в числе других причин обращают внимание на изменения головного мозга, достигающие своего максимума в подростковом возрасте: интенсивную миелинизацию аксонов в лобной коре, достижение пика, а затем постепенное уменьшение общей синаптической плотности, сопровождающиеся увеличением количества белого вещества и всплесками изменений в количестве серого с постепенным его уменьшением. Считая обсуждение результатов нейрофизиологических исследований пока еще спекулятивными, авторы все же указывают на предположение о высокой уязвимости мозга подростков вследствие синаптической реорганизации, особенно в области функции поведенческой реализации, регуляции, понимания последствий и социального познания, а также в контексте влияния трудных и психотравмирующих ситуаций1. Вероятнее всего, в дальнейшем, методы нейровизуализации позволят выделить группы особенно уязвимых подростков, которым сложнее переживать эмоционально насыщенные ситуации.

Хорошо, гипотеза о связи бурных мозговых изменений и влиянии среды на них требует дальнейших подтверждений, однако что же делать подросткам сегодня? Ведь жить подростку вместе с этими изменениями приходится прямо сейчас. Один из вариантов, на настоящее время признанных интенсивными и дающих обнадеживающие результаты – это обучение навыкам эмоциональной саморегуляции в рамках диалектико-поведенческой психотерапии. Уже очень знаменитые навыки осознанности здесь становятся основой для развития способности быть устойчивым к стрессу и эмоционально компетентным, а также – учиться эффективной межличностной коммуникации. Навыки эмоциональной саморегуляции позволят не только пережить то, что с подростком происходит прямо сейчас, но и даст ему возможность использовать эти навыки в дальнейшем, ведь, к сожалению, трудности не заканчиваются вместе с подростковым возрастом.

1 Bridge J.R., Goldstein T. A., Brent D. Adolescent Suicide and Suicidal Behavior // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2006. 47. 372-94.

 

Предлагаем прочитать:

С подростком не бывает просто

Не сажайте ребенка на диету!

Нервная анорексия у подростка: что делать?

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *