Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Школа и расстройства пищевого поведения

Новый учебный год вот-вот начнется. И наши дети снова будут проводить в школе почти весь день, встретят старых друзей или недругов, или, может быть, придут в новый коллектив.
Что такое школа, кроме учебного процесса?
— общение со сверстниками, обсуждение внешности (своей и чужой), поведения, особенностей характера, иногда доброжелательное, иногда нет;
— еда на бегу, невольные сравнения, кто что и как ест, траты карманных денег на газировку, сладости, фастфуд;
— войны за внимание, соперничество, разочарования, поиск средств утешения;
— первые (или не первые) диеты, обещания, голодовки, срывы, нервы, молчание, закрытые двери…
Как мы можем увидеть, когда нашему ребенку необходима помощь? Как различить угрозу расстройства пищевого поведения в обычной повседневной суете? Что предпринять и как предотвратить? Об этом наш выпуск, который провела терапевт Анастасия Репко.

Добрый вечер! Тема сегодняшнего эфира «Школа и расстройства пищевого поведения». Думаю, что важно поговорить об этом, потому что не за горами 1 сентября и первые школьные звонки, которых мы все ждем. Хотела сказать с радостью, но понимаю, что в этом ожидании есть место очень разным чувствам.

Начало школьного периода – это время, когда позади осталось налаживание грудного или искусственного вскармливания, ежемесячный контроль веса в младенческом возрасте, введение прикорма, знакомство с новыми вкусами и продуктами. Тревога о том, как малыш будет питаться без нас в детском саду, с бабушкой или няней.

И вот наступает новый этап — ваш ребенок идет в первый класс. С одной стороны, это радостное и закономерное событие – новый этап взросления. Однако, как и все новое, он вызывает много тревог и волнений. Это совершенно иной режим жизни ребенка – расписание уроков, продленка, еда в столовой или с собой, первые карманные деньги, в том числе на перекусы. Новые люди вокруг – одноклассники, учителя. Как сложатся отношения с ними? Как ребенок будет ощущать себя в коллективе? Как он будет справляться с учебной нагрузкой? Наше родительское влияние и уровень контроля жизни ребенка существенно снижаются. Огромную роль для детей начинает играть общение со сверстниками. Друзья и одноклассники постепенно становятся новыми авторитетами. Это, безусловно, касается и еды. Дети обращают внимание на то, что едят симпатичные им ребята или популярные одноклассники. Они пытаются подражать им, есть то же самое или, наоборот, отказываются от какой-то еды, потому что мой друг этого не ест.

Задача школьника на этом этапе – сделать все, чтобы почувствовать себя частью коллектива, частью группы. Поэтому возможна ситуация, когда ребенок не ест что-то в школьной столовой, потому что это не ест его друг. Или в его классе считается «не круто» есть суп. И вот он уже просит маму не готовить первое и дома, хотя раньше относился к нему нейтрально, а может быть даже любил. Да, мнение сверстников может заставить ребенка отказаться от любимой еды лишь бы быть принятым. И наша задача не мешать ему в этом.

В этот период основным полем ответственности родителей в питании школьника становится еда дома. Вне дома наша задача состоит только в том, чтобы обеспечить доступность пищи: рассказать о школьной столовой (если школа предоставляет питание), дать еду с собой, дать карманные деньги, на которые он сможет купить еду. При этом основная ответственность за питание вне дома переходит к ребенку. За то, какие пищевые выборы делает наш ребенок, как и когда он ест вне дома фактически мы уже не отвечаем.

Конечно, мы можем высказывать свое мнение, советовать и надеяться, что карманные деньги будут потрачены на полноценный завтрак, а не на резиновый мармелад, конфеты или чипсы. Но при этом уровень нашего контроля становится все ниже и ниже. И это естественный процесс, это начало сепарации, а не повод для тревоги.

Сложный школьный период детей непрост и для родителей. Мы должны отвезти ребенка в школу, забрать его, отвести на дополнительные занятия, проверить уроки, помочь сделать презентацию, позаниматься английским или математикой. При этом у вас, скорее всего, есть работа, а может быть еще другие дети или пожилые родственники, которым тоже нужна помощь.

В том числе, поэтому разумнее всего будет отпустить питание ребенка вне дома, перестать контролировать его. По сути дела перестать контролировать то, что вы не можете контролировать. Если вы до этого времени не научили ребенка питаться правильно, то контролем в школьном возрасте это исправить невозможно. Важнее сфокусировать свои усилия на том, как он ест дома. Важно предлагать разнообразную еду. Важно интересоваться его чувством голода, которое в этот период меняется. Оно может снижаться из-за учебных нагрузок, ребенок просто не хочет есть, потому что он слишком устает. Оно может становиться больше, потому что ребенок растет.

Таким образом, с началом школьного периода мы предлагаем стабильную структуру питания дома, надеясь, что вне дома он разберется и справится сам. А наше влияние ограничивается предложением помощи, поддержкой и советом.

Далее наступают еще более интересные времена – подростковый возраст. Это возраст примерно с 12 лет и старше. Время серьезных изменений в жизни вашего ребенка. Пропустить эти изменения невозможно, потому что привычное поведение сына или дочки, вдруг начинает меняться. На первый план выходит озабоченность весом, формой тела и внешностью. Растет аппетит. Есть мнение, что подростковый возраст начинается тогда, когда мальчики начинают очень много есть, а девочки садятся на диету. На самом деле мальчики и девочки тут отличаются меньше, чем мы привыкли думать. Бывает, наоборот, что мальчик садятся на диету, а девочка становится очень прожорливой. Бывает и так, и так.

По нашему опыту работы с клиентами Центра, подростковый возраст – это период старта и яркого проявления нарушений или расстройств пищевого поведения. Этому есть научное объяснение. Существует важный эволюционный механизм, когда в самом начале подросткового периода, предвосхищая резкий рост тела, происходит набор веса. В этот момент дети очень заметно полнеют, у них возникает жировой запас. Для того чтобы ребенок мог пережить подростковый период с его скачками роста, бурным развитием и перестройкой всего организма нужен запас энергии. Момент, когда это происходит, индивидуален. Кто-то набирает заметный вес уже в 12 лет, кто-то позднее. И может оказаться, что ваша дочка, вдруг, после летних каникул приходит в класс 1 сентября и оказывается более полной, более округлившейся, чем большинство ее одноклассниц. Просто потому что ее физическое развитие немного опережает их, так заложено в ее генах.

Позднее этот жир без проблем распределяется, так как ребенок начинает активно расти вверх. Но, к сожалению, дети, а часто и их родители не дожидаются этого момента и выбирают диету. Ограничение в питании в этот период ведет к нарушениям пищевого поведения и почти наверняка, по данным исследований, становится причиной лишнего веса во взрослом возрасте. Большинство клиентов нашего Центра на первом приеме рассказывают именно о таком опыте. Ограничение питания в раннем подростковом возрасте нарушают естественные механизмы саморегуляции веса, повышая тем самым риск развития РПП.

Бывает, что ребенок и сам без советов родителей решает сесть на диету. Ведь мы помним, что влияние сверстников в этом возрасте очень сильное, а все девочки в классе сидят на диетах и активно худеют. Но аппетит у подростков отменный, и чаще всего такая диета чередуется с периодами переедания, таскания еды в промежутках между приемами пищи, поглощения сладостей или жирной питательной пищи. Если же инициатором диеты становится родитель, то подросток будет делать это тайком – есть по ночам, на все карманные деньги в школе покупать еду, которую хочется, а не ту, которую прописал доктор или мама с папой. Будьте уверены, что ребенок найдет способ обхитрить вас.

Нам в работе очень сложно бывает переубедить родителей не сажать полного подростка на диету. У такого родителя часто есть идеалистические мечты о том, каким должен быть ребенок: хрупким, стройным, красивым, вызывающим симпатию в людях. Этот образ может сформироваться еще до рождения ребенка, как мечта. А вид полной девочки, которая отличается от этого образа, разрушает мечту, и папа или мама говорит: ты поправилась, тебе нужно сесть на диету. Или другая ситуация, хрупкий худощавый мальчик и мечты родителя о сыне – сильном, мощном, успешном в спорте. И снова это становится поводом транслировать ребенку то, что он должен питаться по-другому, чтобы изменить себя. Мы можем говорить это достаточно мягко и не категорично, но будьте уверены, подросток услышит даже небольшие намеки на недовольство его телом. При этом шанс, что ребенок начнет есть так, как мы считаем нужным, стремится к нулю.

Единственное, что ребенок усвоит из такого послания, это то, что мама или папа считает его тело некрасивым и неправильным. И это мнение станет для него основанием считать также, иногда долгие годы и уже во взрослом возрасте. При этом кому как не нам, взрослым, знать, что, несмотря на пропагандируемые стандарты красоты, жизнь показывает, что каждая форма тела находит своего ценителя. Так было всегда, и нет оснований, чтобы это поменялось.

Самое лучшее, что вы можете дать своему ребенку – это чувство того, что его любят таким, какой он есть. Именно это чувство позволит ему во взрослой жизни завести друзей и найти любящего партнера, а совсем не тело определенного размера и формы.

Есть и другая крайность. Существуют родители, которые перестают совсем беспокоиться о еде подростка. Он взрослый и самостоятельный, он может сам приготовить, разогреть и съесть. И это объективно так. Но очень важно, чтобы дети в подростковом возрасте не оставались наедине со своей едой. Подростковый период очень сложен. В нем много страхов, неопределённости, тревоги, депрессивных настроений из-за неуверенности в себе, своем будущем, пресловутом ЕГЭ, который надо как-то сдать. И одна из самых простых форм поддержки, которую мы можем оказать своим детям – это всего лишь регулярно кормить их. Да, таких взрослых и таких самостоятельных. Ваш ребенок может быть закрыт, не просить вас о помощи даже тогда, когда она явно требуется. И ваша незаметная забота в виде приготовленного ужина, разогретого супа, оставленного на столе завтрака – это та забота, которая может стать опорой в этот сложный период. Это тот самый случай, когда еда больше, чем еда. Кормя подростка, вы говорите ему: я тебя люблю. Потому что от прямых слов и желания обнять он уже умело уворачивается.

В заключение я хотела бы обсудить, как нам не пропустить тревожные звоночки в поведении ребенка-подростка. Именно о подростковом возрасте мне хочется поговорить в таком ключе, потому что в своей работе мы сталкиваемся с тем, что к нам достаточно часто обращаются родители дошкольников и младших школьников. Это тот возраст, когда родители еще сильно участвуют в питании ребенка, поэтому и не пропускают проблемы в самом зачатке. В этих случаях нам достаточно нескольких встреч с семьей, чтобы понять проблему, составить план ее решения, опробовать и скорректировать его, отпустить родителей с инструментами для самостоятельной работы, если снова что-то пойдет не так.

Семьи с подростками, как ни странно, обращаются к нам реже. При этом часто приходят по инициативе самих подростков и в очень сложном состоянии, когда время упущено. РПП находится уже в той стадии, когда необходима очень серьезная и длительная работа, а часто невозможно обойтись без госпитализации. Например, в случае серьезного дефицита веса при нервной анорексии. Мы понимаем, что если бы семья попала к нам раньше, то даже имея серьезное РПП у ребенка, мы смогли бы не допустить, чтобы ситуация зашла так далеко.

Я думаю, это происходит не потому, что родители не так внимательны и безответственны по отношению к подросшим детям, а по той причине, что внимание родителей в этот период сосредоточено на другом. По каким предметам нужны репетиторы? В какой вуз будет поступать ребенок? Где найти деньги на все это? И как не сойти с ума всей семьей на пути получения аттестата о среднем образовании? И объективно это важные вещи.

Итак. Как я уже упоминала, подростковый возраст характеризуется изменением в поведении. Меняются пищевые привычки, может появиться алкоголь или наркотики. Это время первых сексуальных опытов. Нередко возникают суицидальные мысли, самоповреждающее поведение. Возникает вопрос, как мы можем помочь пережить этот трудный период и не потерять контакт, когда уже не работает ни принуждение, ни родительский пример.

Стоит обратить внимание на следующее факты в поведении ребенка. Их всего пять.

  1. Приступы переедания у ребенка. Не возросший равномерно аппетит, а именно приступы, кода вы видите, что пропадает еда в холодильнике в достаточно больших объемах. Когда, убираясь в комнате ребенка, вы обнаруживаете кучу оберток или упаковок от еды. Когда узнаете, что все карманные деньги ребенок тратит на еду, а не на то, что он попросил.
  2. Стремление сесть на диету. Этот факт связан с первым. Чаще всего диета чередуется с приступами переедания.
  3. Чрезмерное увлечение фитнес-тренировками. Походы в спортзал 5-6 раз в неделю, пробежки, когда вы видите, что спорт – это не способ получения удовольствия и разрядки, а тяжелая работа. Когда есть связь между занятиями спортом и желанием похудеть.
  4. Суицидальные мысли. Вы можете обнаружить это при разговоре, в записи на странице в соцсети, возможно, полушутя, но это повод отнестись к этому серьезно.
  5. Самоповреждение — ожоги, шрамы от порезов на внутренней стороне руки или бедра. Обратите внимание, есть ли такие.

В том случае, если присутствует что-то из перечисленного, бесполезно ругать и наказывать. Порядок действий родителя должен быть следующий.

1. Как я уже сказала, наблюдаем и отмечаем тревожные признаки. Здесь важно обойтись без критики, но и не подкреплять нежелательное поведение. Нужно четко высказать свое мнение вслух. У нас есть опыт консультирования родителей на этом этапе. Подростковый возраст часто становится периодом яркого проявления таких расстройств, как анорексия и булимия. Иногда родителям по результатам наблюдений бывает сложно понять, насколько серьезна проблема. Или встает вопрос, как лучше поговорить с ребёнком, чтобы он услышал и не закрылся еще больше. Уже на этом этапе можно обратиться к специалистам за консультацией.

2. Если ваши отношения достаточно близки, и вы чувствуете в себе силы начать диалог, то начинаем его. Разговариваем с ребенком мягко и некритично, признаем трудности, говорим, что хотим помочь, понимаем, что ему сейчас очень плохо. Даже если причина, по которой плохо, кажется нам взрослым недостаточно серьезной. На этом этапе тоже можно обратиться к специалисту уже вместе с ребенком, если есть опасения, что разговор на двоих может быть неэффективным.

3. Если никакие разговоры не помогают и проблемное поведение подростка продолжается и усугубляется, настоятельно рекомендую прийти к специалисту. Здесь будет эффективной работа со всей семьей, потому что РПП и другие психологические проблемы подростков решаются в семейном подходе.

В дополнение к семейной терапии мы в Центре планируем открыть группу для подростков, где они будут учиться регулировать собственные эмоции, тренировать осознанность и умение коммуницировать с другими. Такой подход позволяет эффективно работать с психологическими проблемами подростков и лечить расстройства пищевого поведения.

Перейдем к вопросам.

Добрый день. У моего сына-пятиклассника в том году было так. В классе принято делиться едой на перекусах. Причем, «дай откусить», «оставь яблочка» и т.д. Он дает, так как не может отказать и боится обидеть, но и не доедает потом, когда ему возвращают надкусанное яблоко, в силу брезгливости, я думаю. Пробовала давать больше еды с собой, чтобы делиться. Но это бывает напряжно для меня как мамы – делать больше бутербродов или тащить мешок яблок. Надеюсь, в этом году детки повзрослели и проблема рассосется. Но тем не менее спрошу у вас, как нам поступать.

То, как вы описали ситуацию, не выглядит, будто одноклассники сына голодны и таким образом удовлетворяют свой голод в отсутствие собственной еды. Скорее это любопытство, игра, но она затрагивает личные границы вашего сына. Ваша задача как родителя выяснить, что именно происходит на самом деле. Может быть, он не хочет делиться, но боится, что с ним не будут дружить, если откажет. Может быть, в ответ на отказ у него даже отберут еду. Есть вероятность и того, что он в целом не против поделиться с каким-то приятелем, но после брезгует доедать то, что осталось. Прежде всего, стоит поговорить с сыном и проверить все эти гипотезы. Может оказаться, что он делится с разными детьми по разным причинам. И ваша задача донести до него тот факт, что только он вправе решать, хочет ли он делиться с кем-то своей едой или нет. Если ему приятно угостить симпатичную ему Машу яблоком, почему нет? Ведь во взрослой жизни мы тоже принимаем гостей дома, кормим их, приносим на работу собственноручно сделанный пирог или покупаем угощение для всех. Для вашего сына может быть очень важен момент проявления такой щедрости и радушия.Помогите ему в этом, дайте с собой яблоко для Маши. Однако если сын отдает еду по другим причинам – травля, ссоры, насильное отбирание, то я убеждена, что эту проблему необходимо решать на взрослом уровне. Ваша задача — встретиться с учителем и выработать совместную стратегию защиты вашего ребенка. В этом нет ничего страшного или постыдного, ведь ваша основная родительская обязанность — быть на стороне сына. Мне кажется, для сына очень важно знать, что, что бы ни случилось, вы будете на его стороне и защитите его.

Моя дочь полненькая, и на уроках физкультуры бегает похуже других и переживает, стесняется участвовать в командных играх, ненавидит раздевалки. Какими словами мне поддержать ее, не могу придумать, ибо прекрасно помню себя в аналогичной ситуации, когда сама прибегала последняя и не могла подтянуться ни разу, стыдилась этого и ненавидела физкультуру.

Вы не написали, какой возраст дочери, но я предполагаю, что это ранний или средний подростковый период – 12-14 лет. Надеюсь, что сегодняшний эфир будет вам полезен, я много говорила о проблемах именно подростков. Что я предлагаю сделать. Обсудите с дочкой, что в этом возрасте полнота естественна, и если не начать специально ограничивать себя в еде, то со временем тело станет более гармоничным и полнота уйдет. Предлагаю вам обратить внимание на то, как вы сами относитесь к ее полноте – комментируете ли ее внешность. Критикуете ли собственное тело в ее присутствии. Прошу вас не комментировать ее вес, не связывать вес и здоровье, потому что исследования подтверждают, что худой не значит здоровый. Не критикуйте собственное тело в присутствии дочери. Спорт – это не единственная сфера реализации подростка. Вы пишите, что у нее плохо получается, она не любит командные игры. Помогите найти дочери то занятие, где она может быть успешна. Может быть, уже есть вещи, которые ей нравится делать, а если нет, то подумайте вместе, что это может быть. Фотографировать, петь, писать стихи, рисовать, танцевать, играть в театральном кружке, вести канал на ютубе. Важно, чтобы у нее было интересное дело и среда сверстников, кроме школы, где она может быть успешной. Если вы чувствуете, что интерес к телесности у дочери сильный, ее это сильно беспокоит, то игнорировать телесные вещи нет смысла, потому что в её возрасте естественно беспокоиться об этом, хотеть нравиться мальчикам. Просто можно переключить усилия в другую сторону, вместе подумать, какая одежда в гардеробе, помочь подобрать ту, которая ей идет и нравится. Может быть, ей хочется сменить прическу: сделать стрижку, покрасить волосы. Может быть, ей будет интересно, как ухаживать за собой, за волосами, кожей. Если эта сфера ей интересна, поддержите интерес в таком здоровом ключе.
Если же вы чувствуете, что то, что сейчас происходит с дочкой, очень влияет на вас, ворошит собственные детские воспоминания – это повод пойти в личную терапию. Не про ребенка, а про себя. Желаю вам и вашей девочке справиться с этими трудностями.

Это все, что я сегодня обсудить с вами. Если у вас возникли вопросы, оставляйте их, пожалуйста, в комментариях к видео. Если не хочется делать это в публичном пространстве, то вы можете написать на почту Центра.

Видеозапись выпуска:

Похожие статьи:

С подростком не бывает просто

Интуитивное питание: перезагрузка

Лишний вес: война, которая серьезно вредит детям

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *