Диетический опыт повышает количество эпизодов переедания.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Сопротивление диетической культуре

Диетическая культура — это дисциплинарная власть, власть, которая ставит человека в зависимость от показателей веса. Как работает эта система, почему мы ей подчиняемся и как ей сопротивляться, советует Арсений Павловский.

В моей работе с людьми с расстройствами пищевого поведения есть одна ситуация, которая повторяется снова и снова с очень разными клиентами. А именно — слезы по поводу собственной несостоятельности, никчемности, неуспешности в жизни. Об этом могут плакать люди разного возраста, уровня достатка, образования, семейные и нет. Я вспоминаю людей, построивших успешный бизнес в провинциальных городах России, высококвалифицированных специалистов, работающих в международных компаниях, женщин, которым успешно удаётся совмещать руководство крупной компанией и воспитание детей, путешествующих, талантливых, творческих. И все эти люди делают выводы о своей несостоятельности только на основании того, что им не удаётся удержаться на диетах и похудеть. Не имеет значения ни гармоничное замужество, ни карьера, ни собственные таланты. Важны только цифры на весах!

Как такое происходит? Как диетическим программам удаётся обесценить все важное в жизни и поставить самооценку человека в зависимость от того, сколько они весят?

Известный французский философ Мишель Фуко считал, что чувство собственной несостоятельности является одним из последствий воздействия современной дисциплинарной власти на человека. Она подчиняет жизнь человека через установление норм и эталонов. Оценивает человека в соответствии с этими нормами, разделяет на тех, кто соответствует и тех, кто не вписывается. Вписавшихся она наделяет определенными привилегиями, а не вписавшихся исключает из “нормального общества” и побуждает исправляться, обещая счастье при достижении нормы. Исправление, как правило, подразумевает ежедневные упражнения, которые должны исправить недостатки, помочь занять более высокое положение в иерархии. Согласно идеям Фуко нормы и эталоны задаются экспертами и профессионалами и поддерживаются теми, кто оказывается в привилегированном положении относительно этих норм. В распространении и укоренении норм большую роль играет массовая культура и СМИ. Окружающие также поддерживают дисциплинарную власть, наблюдая за другими и оценивая других на предмет соответствия нормам. Поэтому эта власть не сконцентрирована где-то в конкретном месте, как в средние века власть королей, а скорее распределена в культуре. Кроме этого голоса СМИ, экспертов, окружающих интернализуются, превращаются во внутренний критикующий голос, и человек становится надсмотрщиком сам себе.

Вес и фигура — идеальные мишени для дисциплинарной власти. Вес и фигура видимы, их легко измерить и соотнести со стандартами. В диетической культуре стандарты задают диетологи, разрабатывающие программы похудения, и фитнес-тренеры. Средства массовой информации транслируют стандарты красоты, в которые не вписывается большинство людей. Диетическая культура убеждает людей в том, что каждый может выглядеть как хочет, и весить сколько хочет, нужно только работать над собой. По логике диетической культуры выходит, что стройные люди постоянно работают над собой, они дисциплинированы, умеют добиваться поставленных целей, заботятся о собственном здоровье, счастливы и продуктивны. А полные люди, наоборот, запустили себя, ленивы, безответственны и т.д. Но кто же хочет быть ленивым, слабым и безответственным? И люди начинают тяжело работать над собой, стараться достигнуть идеала и наказывать себя за неудачи. Опираясь на идеи Фуко, можно предположить, что именно связь веса и моральных суждений о человеке позволяет так сильно диетической культуре влиять на человека и ставить его самооценку в зависимость от параметров веса. Выходит, что если у человека не получается похудеть, если он переедает на диетах, пропускает тренировки, значит, это проявление той самой лени и моральной слабости толстяков, если он не чувствует себя бодрым и продуктивным после изматывающих тренировок, значит, это ещё одно подтверждение того, что он ни на что не годен. А неудачники и ленивые не заслуживают быть счастливыми. Надо больше работать над собой, наказывать за срывы и пропуски тренировок.

Важно отметить, что изучая различные проявления дисциплинарной власти, Фуко обнаружил, что хотя дисциплинарная власть и стремится полностью контролировать жизнь человека, люди находят пути сопротивления. Один из примеров дисциплинарной власти — школьное обучение. Дети в школе разделены по классам в соответствии с возрастными нормами и иногда умственными способностями. Им необходимо прилежно учиться, упражняясь каждый день, чтобы перейти в следующий класс и достигнуть более высокого статуса. Но всегда ли ученики безукоризненно выполняли требования школы? Даже самые прилежные ученики находят время для того, чтобы заняться в школе чем-то другим, не связанным со школьными требованиями. Общение с друзьями, веселье, «запретные увлечения» — всему этому находится место в школьной жизни. Кто-то старается перехитрить систему, кто-то просто начинает игнорировать её требования. Всегда существуют возможности для сопротивления.

Власти диетической культуры многие люди тоже успешно сопротивляются. И опираясь на опыт людей, с которыми я работал, могу выделить два основных направления сопротивления: разоблачение власти диетической культуры и поддержка чувства собственной состоятельности/забота о себе.

Разоблачать власть диетической культуры можно разными путями. Во-первых, опираясь на научные факты, собственный опыт, знание о последствиях этой культуры, опротестовывать основные диетические послания. Может ли человек выбирать свой собственный вес? Насколько упорно худые люди работают над поддержанием формы? Каковы последствия постоянных тренировок и ограничений для здоровья и психики? Постоянные читатели наших материалов знают ответы. Поиск ответов на эти и другие вопросы помогают занять критическую позицию по отношению к посланиям диетической культуры и уйти из-под её влияния.

Еще один путь разоблачения — творчество, ирония, юмор. Жизнь на диетах ужасающе серьёзна и скучна. Так же скучна, как еда с ограничением калорийности. Юмор разрушает это царство занудства. В массовой культуре есть достаточно примеров творчества людей, сумевших с помощью юмора послать подальше всю эту диетическую тиранию. Вместо страданий, связанных с борьбой с собой, они выбирают радость, удовольствие и смех, не беспокоясь, что приверженцы диет назовут это гедонизмом и потаканием своим слабостям.

Вторая стратегия сопротивления — забота о себе, поиск других пространств, в которых вы успешны и счастливы, и это не зависит от веса. Можно начать с того, что просто признать наличие этих сфер жизни. Я часто начинаю диагностические консультации с того, что спрашиваю у людей о том, чем они довольны в жизни, про те сферы, в которые проблемы с едой не добрались. Практически у каждого клиента нашего Центра есть сферы, в которых они проявляют целеустремленность, упорство, собственные таланты. И этот факт сам по себе входит в противоречие с диетическими посланиями. Чем более видимыми и значимыми будут эти сферы, тем меньше возможностей будет у диетической культуры подчинить вашу жизнь себе. У диетической культуры есть куча союзников. Представьте эти оценивающие взгляды в раздевалках спортзалов, комментарии фитнес-тренеров в духе «сама виновата» после очередного срыва. Чем больше этих голосов и взглядов в вашей жизни, тем труднее будет сопротивляться диетам. Но если стараться окружать себя людьми, которые признают другие аспекты вашей жизни, ценят ваши таланты и достижения, то эти части жизни станут более видимыми и значимыми.

Помимо перечисленных есть еще один способ сопротивления диетической культуре — это еда. Если вы выбираете питаться разнообразно, вкусно, в соответствии с вашими желаниями, а не исходя из придуманных кем-то правил, вы разрываете сети диет. Удовольствие от еды развеивает все чары диетической культуры. Она пытается убедить людей в том, что еда — враг, кушать вкусно — стыдно, за каждый грамм сладкого надо платить болью. Если вы осмеливаетесь просто начать есть ради удовольствия, вы совершаете маленькую революцию.

Похожие статьи:

Макияж и бодипозитив

Эксперты-диетологи: почему не работают диеты

Нападки на худых и толстых: какие хуже?

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *