Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек.

Книга «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой

Ещё раз о здоровом пищевом поведении

Диетическая культура — это дисциплинарная власть, власть, которая ставит человека в зависимость от показателей веса. Она предполагает постоянные сравнения себя с идеалами, регулярные измерения веса и параметров. Настроение зависит от конкретной цифры на весах. Здоровое же пищевое поведение не влияет на самооценку, основывается на принятии себя и уважении к разнообразию человеческой природы. Арсений Павловский продолжает серию статей о здоровом пищевом поведении.

Сейчас все больше и больше людей стремится заботиться о собственном здоровье и ищет способы его поддержать. И к сожалению, чаще всего первое, что они находят — это диетические рекомендации по здоровому питанию.

Диетическая культура присвоила себе право определять, что такое здоровое питание и здоровый образ жизни. Когда человек решает сесть на диеты, он довольно хорошо представляет желаемый конечный пункт. Диеты обещают снижение веса и связанное с этим улучшение здоровья, улучшение отношений с другими людьми, счастье в личной жизни, успешность в работе и т.д. Обычно предполагается, что этот результат может достичь любой человек независимо от наследственности, актуального веса, возраста, состояния здоровья и обстоятельств жизни. Единственное необходимое условие — соблюдение правил питания и режима тренировок.

Но все эти простые диетические правила на практике оказываются невыполнимыми. На пути намерений снизить вес встаёт тело, которое, как ни странно, пытается сохранить здоровье и борется за жизнь. Организм запускает биологические механизмы защиты, столкнувшись с ограничениями в еде и интенсивными тренировками: замедляется метаболизм, появляется озабоченность едой, возникает переедание. И это закономерно, так как согласно множеству исследований и вопреки диетическим обещаниям, диеты могут нанести серьёзный вред организму.

Но значительная часть людей не теряют веры в диеты и начинают одержимо бороться с собственным организмом: игнорировать озабоченность едой, избегать магазинов, где продаётся еда, держать холодильник пустым и после срывов старается ещё жестче соблюдать правила диеты, сразу после переедания вызывать рвоту или изо всех сил пытаться вытренировать все съеденное.

У наиболее упорных этот поворот в сторону подавления сопротивления (или лучше борьбы за жизнь?) нашего тела является началом расстройства пищевого поведения. Другие же быстро доходят до отчаяния в попытках контролировать свой организм, понимают, что путь диет — это путь в никуда. Но при этом остаётся непонятным, куда двигаться вместо этого.

Диетическая культура противопоставляет диетам вседозволенность. Будто у человека есть всего два выбора: ограничения, тренировки, контроль и подавление тела, постоянная самодисциплина (и с этим ассоциируется здоровье, счастье, успешность) — или пищевая распущенность, вседозволенность, гедонизм, потакание собственным слабостям (с которыми ассоциируются болезни и аморальность).

Но вседозволенность не является альтернативой диетам. Она является скорее закономерной частью диетического цикла. Выбор диета или вседозволенность — это обман. Согласно исследованиям Трейси Тилки, здоровое пищевое поведение не имеет ничего общего с диетическим поведением. Оно предполагает четыре основных параметра: безусловное разрешение себе есть, еда по физиологическим, а не эмоциональным причинам, выбор еды согласно потребностям тела и доверие сигналам голода и сытости. Именно пищевое поведение, включающее эти четыре компонента, позволяет улучшить состояние здоровья, поддерживать вес на биологически оптимальном уровне и позволяет повысить удовлетворенность жизнью.

Такое пищевое поведение может быть очень разнообразным. Это диеты предписывают всем людям питаться по одной схеме, определяют, что есть, в каких количествах и когда. А здоровое пищевое поведение не предполагает повседневных правил и ритуалов. Потребности организма зависят от контекста жизни, и в определённые моменты жизни может быть высока потребность в белковой пище, в другой ситуации — в сладком или в овощах, богатых микроэлементами.

Диетическая культура предполагает, что отношение к собственному телу должно строиться на основе постоянного контроля. Само собой подразумевается, что если тело перестать контролировать, то оно уйдет в загул захочет того, что приносит радость и удовольствие, что оно захочет вкусной еды. А вкусная еда вредна и разрушает организм (приводит к ожирению, хроническим заболеваниям, зависимости). Здоровое пищевое поведение предполагает радикально другие отношения с телом. Это отношения выстроенные на доверии, взаимной заботе, внимательности. Человек, питающийся таким образом, внимательно относится к потребностям организма, и тело отвечает ему взаимностью, оптимально функционируя.

Диетическая культура особую роль отводит силе воли. Только волевой, дисциплинированный человек способен усмирить собственные слабости и добиться результата в диете. Здоровое пищевое поведение исключает любое пищевое принуждение. Важен добровольный осознанный выбор. Человек ест то, что хочется, и не ест то, что не хочется.

Диетическая культура мотивирует человека действовать обещаниями счастья после достижения результата. А чтобы его добиться, необходимо терпеть и пахать каждый день! Иначе никак! Здоровое пищевое поведение позволяет получать удовольствие и радость от пищи уже сейчас без каких-либо дополнительных условий.

Диеты часто приводят к самоизоляции. Человек срывается, нарушает режим, чувствует, что недостоин общения с другими, избегает встреч с друзьями из-за того, что они будут есть запретные шашлыки, или чувствуя себя в недостаточно хорошей форме, откладывает личную жизнь до того момента, когда удастся скинуть заветные килограммы. Здоровое же пищевое поведение для многих открывает мир совместной еды, оказывается, бывает приятно вместе с друзьями за разговорами в хорошем месте насладиться вкусной едой. Забота о себе и своих пищевых потребностях парадоксально даёт возможность внимательно относиться к потребностям других людей.

Диетическая культура ставит человека в зависимость от стандартов. Она предполагает постоянные сравнения себя с идеалами, регулярные измерения веса и параметров. Настроение зависит от конкретной цифры на весах. Здоровое же пищевое поведение не влияет на самооценку, основывается на принятии себя и уважении к разнообразие человеческой природы.

Таким образом, диетическое и здоровое пищевое поведение основываются на взаимоисключающих ценностях определяющих отношение к себе, другим людям и окружающему миру.

_______________________________________________________________

Открыт набор на восьминедельный онлайн-интенсив-курс Интуитивное питание 2.0

_______________________________________________________________

Иллюстрация: «Семейный ужин», Гладышева Е.С., 2015

Похожие статьи:

Сопротивление диетической культуре

Минздрав предупреждает: диеты вредят вашему здоровью

Почему вес после диеты возвращается

Поделиться

Один комментарий на «“Ещё раз о здоровом пищевом поведении”»

  1. Анна:

    Очень сильная и полезная статья. У меня такое ощущение, что в целом отношение с едой отражается и в отношении к самому себе. Или наоборот-отношение к себе имеет полное отражение в своем пищевом поведении. И для того, чтобы изменить отношения с едой, нужно поменять свои взгляды на себя,жизнь. Поменять свои ценности.Поменять некие информационные установки на другие. На мой взгляд это титанический труд, процесс, который занимает много времени, и усилий, при том, чтобы и тот, кто направляет шел в том же направлении. Спасибо за статью. Так приятно читать такие осмысленные выводы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *